29 марта Этнографический музей «Торум Маа» познакомил своих гостей с экспозицией «Сага о бересте. Восточные ханты».

Береста и береза родственные слова из общей основы – корня “брез/брес”, значение которого было “белый”, “светлый”- “брезжить” – значит “становиться светлым”. В этой способности бересты уверены обские угры. Отчасти потому в культуре местных жителей так много изделий выполнено из бересты. Этот материал снискал популярность и благодаря ее прекрасным техническим качествам.

Экспозицию выставки составили коллекционные музейные предметы. Всевозможные вместилища для хранения рукоделий и пищевых продуктов. Большие и маленькие коробки, декорированные в традиционных техниках восточно-хантыйской культуры – проскабливание, тиснение и аппликация. Среди них особо выделяется чаша середины ХХ в. относящаяся к первым коллекционным поступленям-авторства  Тыльчиной Сеглединьи Васильевны из Нижневартовского района. Украшенная, почти скрывшимся со временем, еле уловимым орнаментом.

Привлекают к себе внимание изделия Корликовских мастериц, испещренные «следами зверя» изделия Сургутских ханты.

Просмотрев экспозицию, кто-то, возможно задастся вопросом, почему ночная колыбель из бересты, а дневной нет?

Дневная колыбель в культуре восточных ханты изготавливалась из дерева, и древесина березы присутствует в ее конструкции.

Березе в культуре обских угров уделено особое внимание. Финский путешественник IX века К.Ф. Карьялайнен в своих трудах упоминает священную березу «с золотыми ветвями» около Пелыма и такие особенные места присутствуют на всей территории проживания обских угров.