Рыболовство народов Севера – это скорее философия жизни, чем просто промысел. Откуда такие умозаключения? Да всё предельно просто! Стоит только взглянуть как проходит рыболовный сезон, как, чем и когда промышляют представители малых народностей. А если обратиться ещё и к мифологии, то становится понятно достаточно трепетное отношение человека к представителям водной среды, их особому месту в жизни каждого из нас.

Каждая рыба уникальна, умна и сообразительна, поэтому человеку нужно с этим считаться. Проводить обряды, выполнять целый цикл подготовительных мероприятий, прежде чем приступать непосредственно к промыслу. Так, например, первое, что рыбак должен сделать с высвобождением водоёмов ото льда, это поприветствовать воду, чтобы на ней с ним ничего не случилось. И если сани готовили летом, а телегу зимой, то и рыболовные снасти также готовились заранее, в срок. Ведь чего стоит только заготовить жал и корень кедра для ловушки «камка» или «морда», как её именуют другие народы. А уж процесс изготовления такой ловушки и того сложнее, потому как она делалась и для конкретного водоёма, и для определённой рыбы и, вдобавок, должна не пугать рыбу, а приманивать!

А ещё рыбаку необходимо где-то жить во время промысла, на чём-то передвигаться по воде и где-то хранить уже пойманный улов. И тут тоже всё стоит на своём месте, в своё время: изготовление обласа и калданки, сооружение балагана, чума или заспинника, установка «котца» или «подсадка».

Всё это лишь малая часть того, что вы можете увидеть в музее под открытым небом «Торум Маа».