У каждого человека есть своя малая родина. Мы любим этот кусочек планеты, по которому тоскуем в отъезде и куда с радостью возвращаемся. Моя малая родина – д. Вежакары Белоярского района. За некороткую уже жизнь мне пришлось пожить в разных местах, но только в Вежакарах я в полной мере ощущаю свою мансийскую кровь. Вежакары – это пуповина, которая навсегда связала меня с предками и которая питает меня силой духа далёких от наших дней угорских отыров. Чтобы иметь силы жить, я должен обязательно приезжать в Вежакары. И я приезжаю.

На этот раз (2008 г.) в родных пенатах я застал потомков Павла Тарасовича Костина – дочерей Фаину Павловну Иштимирову (с дочерью Аллой, внучкой Елизаветой) и Елизавету Павловну Коновалову (с дочерью Анжелой), сына Алексея Павловича Костина. Здесь же была сестра Павла Тарасовича – Варвара Тарасовна Бешкильцева (в девичестве Костина), её сын и другие.

Ежегодный сбор потомков жителей д. Вежакары. На заднем плане (на противоположном берегу Оби) – Святая гора. 2008. Фото: Р.Т. Першина

Ежегодный сбор потомков жителей д. Вежакары. На заднем плане (на противоположном берегу Оби) – Святая гора. 2008. Фото: Р.Т. Першина

 

Вежакарцы возле нового Яны кола (Большого дома) 2008. Фото: Р.Т. Першина

Вежакарцы возле нового Яны кола (Большого дома) 2008. Фото: Р.Т. Першина

Все собрались в доме, который построил мой дед Прокопий Никифорович Партанов. Само собой, как это водится испокон веку среди родственников и земляков, собрали стол, встали в переднем углу. Слово взяла старшая по возрасту 79-летняя Варвара Тарасовна:
Консынг аким ойка (Когтистый наш дедушка)! Прокопия один внук приехал, в дедушкин дом приехал. Пусть он здоровый будет, здоровья и его сестричке Раисе. Их дети пусть все здоровы будут. В один дом все сейчас попали [то есть родственников осталось так мало, что в одном доме могут разместиться – Н.П.]. Этот дом построил твой дед Прокопий Никифорович Партанов, а затем мой отец Тарас Григорьевич Костин купил у него. Однако отец не стал жить на прежнем месте, он перестроил купленный дом. Какие они были мудрые! Ведь мансийская пословица гласит: «В чужом доме нельзя жить». В этом доме выросли мой брат Николай Тарасович и сестра Раиса Тарасовна, а мы – остальные дети – в другом месте выросли – в маленьком доме…. Ныне этому дому исполняется сто лет. Вы жили здесь пятьдесят лет, и пятьдесят лет жили мы…».

Дом Партановых – Костиных. 2008. Фото: Р.Т. Першина

Дом Партановых – Костиных. 2008. Фото: Р.Т. Першина

Утром я встал рано, вышел на крыльцо… Тишина, нарушаемая только комариным звоном. Даже собаки, которые встретили меня, молчали. Они только по-собачьи поздоровались – помахали мохнатыми хвостами.

И я ещё с одним рыбаком спозаранку поехал «плавать». Манси и река неразрывны, неразъёмны… В такой момент я ощущаю, что по этой водной глади плавали мой дед и мой отец, а после меня будут плавать мой сын и мой внук. Здесь я ощущаю себя центром Вселенной. В утренней туманной тишине, изредка нарушаемой лишь всплеском воды от весла за кормой, в голове всплывают и песни мамы, и обрывки слышанных когда-то героических легенд, и современные эстрадные шлягеры:

Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой
С той единственной Родиной малой,
Где начало Отчизны большой!
В неизбывную даль издалёка
Убегает речная вода…
Но, поверь, без родного истока,
Ей рекою не быть никогда!

Уловом стали два муксуна. Так что, когда вежакарские обитатели пробудились, мы уже привезли им свежую рыбу. Почти европейское «кофе в постель», только по-мансийски. Кто-то захотел поесть нярхул («сырая рыба»), кто-то сварил уху.

А к вечеру в деревне истопили баню. Почти все помылись, попарились березовым веником…

Вся эта размеренность и неспешность, которые были образом жизни наших дедов, но стали вожделенным дефицитом для нас, опять пробудили в душе извечные вопросы: Зачем  мы так много суетимся и тратим жизнь на ненужные дела? Как вернуть в душу гармонию с природой, с людьми, с самим собой?..

На следующий день я вместе с другими мужчинами съездил «за Обь», на святое место – в Лув ус (Лошадиный город) к Консынг ойке (Когтистому мужчине). Увиденное нас опечалило.

Позже Варвара Тарасовна рассказала:
– Как-то приехали туристы, попросили разрешения у деревенских поставить палатки и порыбачить на той стороне Оби. Им разрешили. А сразу после их отъезда священный бор за Обью  загорелся – беспечные гости не загасили костёр. Все мужчины, что были в деревне, поехали тушить пожар. Вся одежда на них обгорела, но с огнём справились – обгорели только некоторые лиственницы, дальше огонь не распространился. Добрые силы остановили огонь. Как говорится «Слава Богу!», а в нашем случае «Слава Консынг ойке (Когтистому мужчине)!».

Святая гора. 2008. Фото: Н.К. Партанов

Святая гора. 2008. Фото: Н.К. Партанов

Слава всем богам и духам ещё и за то, что Вежакары – этот старинный сакральный центр обских угров – продолжают жить; что дают и кров, и пищу, и духовные силы коренным жителям; что не зарастает травой дорога к нашим святыням.

Н.К. Партанов
(д. Вежакары – г. Ханты-Мансийск
2008 – 2022)

Литературная обработка: Я.А. Яковлев