Мне очень нравится цитата знаменитого французского музеолога, новатора современной мировой этнографической музеологии, одного из авторов ныне популярнейшей концепции экомузея, которая пытается представить цивилизации в их естественной среде, Жоржа Анри Ривьера:

«Провинциальные музеи – это зеркало, в которое смотрится местное сообщество, пытаясь отыскать в нём свой образ. Зеркало, в которое местные жители  дают заглянуть пришельцам, чтобы те могли лучше понять место, в котором они очутились, и прониклись уважением к труду, обычаям и особенностям живущих здесь с давних времён людей».

В своих публикациях я уже не раз использовал эту глубокую по смыслу и красивую по форме фразу – и вот не удержался, снова именно с неё начинаю свой текст. Просто не нашёл более точного и более образного выражения сути музея «Торум Маа». Совсем недавно в музее прошла третья по счёту Международная научная конференция «Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое». Как и две предыдущих, она была приурочена к очередной пятикратной годовщине учреждения, на этот раз – 35-летию.

Много это или мало? Всё относительно. Однако для музейного учреждения такой срок вполне достаточен, чтобы задуматься о пройденном пути, подвести итоги, наметить вектор дальнейшего движения… В резолюцию международного форума единогласно был введён такой пункт:

«На заседаниях секций и в кулуарах участники форума неоднократно отмечали, что музей «Торум Маа» является уникальным системообразующим институтом сохранения, изучения и популяризации историко-культурного наследия коренных малочисленных народов ХМАО – Югры. Созданный по инициативе и энтузиазмом представителей этнической интеллигенции, музей на протяжении 35 лет является важнейшим элементом и, одновременно, ярчайшим маркером успешного опыта презентации традиционной культуры в условиях современного городского пространства; рациональной сбалансированной политики в области формирования межэтнических отношений; формирования идентичности населения Югры, привлекательного образа города, региона и всей страны».

В тех самых «заседаниях секций и кулуарах», которые упомянуты в только что приведённой цитате, немало говорилось и о необходимости написать и издать историю музея «Торум Маа». Честно говоря, эта тема поднималась и на двух предыдущих конференциях, но дальше разговоров она так и не продвинулась. Слишком уж сложные и суетливые наступили времена, которые мало способствуют реализации объёмных и долговременных проектов. Тем не менее, за деревьями нужно всегда видеть лес. И своей уже многолетней и весьма насыщенной историей, и важнейшей ролью в изучении, представлении и сохранении обско-угорской культуры, и социально-политическим значением в брендировании автономного округа музей заслужил своей истории в виде отдельного печатного издания.

Заметим, что пока из четырёх государственных музеев Ханты-Мансийского автономного круга – Югры книги о своей истории удостоен только один: в 2007 г. к своему 75-летию Музей природы и человека выпустил солидный том «Музей: вехи жизни».

Однако темп жизнь настолько ускорился, социальные и политические процессы настолько усложнились, а объёмы информации настолько увеличились, что в наши дни недопустимо ждать столь крупной даты. Итоги надо подводить намного раньше. Ведь музей «Торум Маа», принявший первых посетителей 30 октября 1987 г., жил и действовал в двух тысячелетиях, двух веках, практически в двух разных государствах… Разве существование на грани таких тектонических общественно-политических разломов, не является причиной и поводом для написания истории музея? Разве огромное количество ярчайших событий и имён, траектории которых пересеклись в точке под названием «Торум Маа», не накладывает на нас обязанности занести их на скрижали местной истории?

Не надо далее откладывать это дело и ещё по одной причине. Подлинная история возможна лишь тогда, когда она пишется участниками и очевидцами события, когда она опирается на документы, ещё не приговорённые к уничтожению «Актами списания за истечением срока хранения». Если не остаётся ни людей, ни документов, история подменяется мифами. Сейчас мы находимся на грани. Ушли из жизни многие значимые личности, кому музей обязан своим появлением, – И.Н. Шесталов, Г.С. Райшев, Э.И. Косполов и др. И мы уже никогда не узнаем многих деталей того созидательного процесса, которые были ведомы только им и без которых картина музейного строительства «Торум Маа» не получит должной многокрасочности. Но многие создатели музея ещё живы и способны нанести свои нужные и важные мазки на той картине.

Вот к вам, уважаемые строители музея, его бывшие сотрудники и посетители, и обращается сегодняшнее поколение работников этого учреждения. Все мы знаем, что этот музей строился по инициативе народа и силами народа. Прежде всего, хантами и манси, но не только ими. Давайте же сообща не только творить историю музея, но и писать её!

Да, немало информации уже имеется – в газетных и журнальных статьях, архивных документах, фотографиях, видеоматериалах… Но всё это раскиданные там и сям кирпичи, из которых ещё только предстоит возвести памятник. Да и мало там информации. В основном, она касается периода организации и строительства музея. Но затем ведь была долгая уже история деятельности учреждения, причём, в отличие от других музеев более академического формата, эта деятельность имела необычайно широкий спектр – от международных встреч и научных форумов до посиделок под горячую уху и холодную строганину. Ведь, по сути, это учреждение и создавалось, и действовало как полифункциональное, спектр его деятельности гораздо шире, чем сухой уставной абзац о функционале. Здесь, подтверждая статус ханты-мансийской автономии Югры, округ встречал именитых гостей со всей планеты. Здесь ведущие угроведы мира встречались, чтобы обсудить прошлое, настоящее и будущее коренных народов Сибири. Сюда ханты и манси приводили своих детей и внуков, чтобы они не забывали свои истоки, чтобы могли прикоснуться к обжившим музейную территорию изображениям духов и попросить их покровительства…

И каждое такое событие – великое и малое, торжественное и будничное, грустное и смешное, многодневное и одноминутное – оставило память о себе, прежде всего – в воспоминаниях очевидцев и участников. Давайте же соберём их в один туесок, как собирали когда-то средства на создание музея. Годится всё, даже то, что вам может показаться неважным:

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне». (А.А. Ахматова)

Книгу о музее в стихах мы, конечно, писать не собираемся, но поэтическую нежность и одухотворённость стороной не обойдём.

Строительство музея «Торум Маа». Прокладка тротуара по ул. Собянина. В центре – В. Бобылев (инструктор орготдела ОК КПСС). Справа стоит Г.И. Егорова (зав. Домом политпросвещения ОК КПСС). Сидящая в центре женщина – жительница близлежащих домов, которая препятствует строительству. Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Строительство музея «Торум Маа». Прокладка тротуара по ул. Собянина. В центре – В. Бобылев (инструктор орготдела ОК КПСС). Справа стоит Г.И. Егорова (зав. Домом политпросвещения ОК КПСС). Сидящая в центре женщина – жительница близлежащих домов, которая препятствует строительству. Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Строительство музея «Торум Маа». Около одного из первых объектов экспозиции под открытым небом. Слева направо: неизвестная (техничка ОК КПСС), В.Ю. Лыткина, Г.И. Егорова (зав. Домом политпросвещения ОК КПСС). Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Строительство музея «Торум Маа». Около одного из первых объектов экспозиции под открытым небом. Слева направо: неизвестная (техничка ОК КПСС), В.Ю. Лыткина, Г.И. Егорова (зав. Домом политпросвещения ОК КПСС). Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Так что присылайте любые тексты и фотографии, которые касаются строительства и деятельности музея «Торум Маа». Мы будем рады любому посланию и каждому найдём применение.

Некоторые материалы уже опубликованы на страницах нашего сайта. Это лишь первые «кирпичики» будущего памятника. Чтобы собрать все в одном месте открываем новую рубрику «Факториум.ТМ».

Присылайте свои материалы. Что-то предварительно опубликуем в новой рубрике, что-то отложим для будущей книги… Адрес: JakovJakovlev@mail.ru. Если ваше послание будет на бумаге, ничего страшного. Присылайте и его на адрес музея.

Строительство музея «Торум Маа». Слева направо: Н.Ф. Опрышко (инструктор ОК КПСС), А.Л. Снегирёв (инструктор ОК КПСС), Ю.Н. Шесталов (писатель). Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Строительство музея «Торум Маа». Слева направо: Н.Ф. Опрышко (инструктор ОК КПСС), А.Л. Снегирёв (инструктор ОК КПСС), Ю.Н. Шесталов (писатель). Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Строительство музея «Торум Маа». Слева направо: Г.И. Егорова (зав. Домом политпросвещения ОК КПСС), А.Л. Снегирёв (инструктор ОК КПСС), С. Бутакова. Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Строительство музея «Торум Маа». Слева направо: Г.И. Егорова (зав. Домом политпросвещения ОК КПСС), А.Л. Снегирёв (инструктор ОК КПСС), С. Бутакова. Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Строительство музея «Торум Маа». На переднем плане Г.И. Егорова (зав. Домом политпросвещения ОК КПСС), за её спиной В.Ю. Лыткина, справа С. Бутакова. Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

Строительство музея «Торум Маа». На переднем плане Г.И. Егорова (зав. Домом политпросвещения ОК КПСС), за её спиной В.Ю. Лыткина, справа С. Бутакова. Сентябрь 1987 г. Из личного архива Г.И. Егоровой

А для начала представим фотоматериалы, уже переданные в общую копилку, из личных архивов Г.И. Егоровой. Мы уже публиковали воспоминания Галины Ильиничны – одного из организаторов строительства музея: torummaa.ru/nesubbotnik-pervye-podrobnosti

Я.А. Яковлев