По свидетельству Ювана Шесталова первые экспонаты музея-заповедника «Торум Маа» появились 12 сентября 1987 года. Об этом он написал в статье «Торум Маа» – быть!»

«Многие века Ханты-Мансийские холмы служили местом паломничества рыбаков, охотников, оленеводов. Сюда шли со своими думами. Каждый из семи холмов имел своих покровителей, духов, предков, гимн. Оживить эти холмы и призван музей-заповедник «Торум Маа».

Иван Николаевич Шесталов

В этот день 35 лет назад на одном из живописных холмов Ханты-Мансийска началась стройка.

«Несубботник», который состоится в пятницу 16 сентября, мы посвящаем этому дню. И, конечно же, тем, кто имеет право сказать: «Я строил «Торум Маа». А это право имеют многие, и не только жители столицы Югры. Ведь он создавался методом народной стройки!

«Мне хорошо известно, как рождалась первая очередь музея. Трудностей было много. Мешали старые взгляды, непонимание важности момента, когда вместо разглагольствования нужно дело, когда пришла пора ценить людей по труду, а не за слова, какими бы красивыми они не казались. И очень рада, что в этот ответственный момент нашлись люди и делом доказали, что нужно, что необходимо сейчас для духовного выживания человека».

Анна Митрофановна Конькова

А сегодня даём возможность погрузиться в это далёкое-близкое и публикуем воспоминания Галины Ильиничны Егоровой – одного из участников строительства Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» в городе Ханты-Мансийске В 1987 году она работала заведующей отделом пропаганды и агитации окружкома партии КПСС.

Вызывает тогда меня первый секретарь Ханты-Мансийского Окружного комитета КПСС, Валерий Андреевич Чурилов и говорит: «Строительство музея по открытым небом поручаю Вам».
Валерий Андреевич Чурилов был первым секретарем Ханты-Мансийского окружного комитета КПСС с 1985-1990 гг.

Для будущего музея нужно было выбрать место, где его строить в окрестностях города Ханты-Мансийска. Я обратилась к экологу Антонине Федоровне Тархановой. Мы с ней выехали посмотреть окрестности города. И остановились там, где расположен сейчас музей.

Что мы преследовали? Во-первых, близко к городу и, во – вторых, не надо было вырубать лес. Лес – это очень важно для города и там была поляна, мы посмотрели – все подойдет.… Затем была встреча с руководителем Окружного научно-методического центра, поэтом Юваном Николаевичем Шесталовым (1937-2011), архитектором-художником, культурологом, этнологом из Санкт-Петербургского научно-исследовательского и культурно-просветительского центра «Человек и Среда» Георгием Владимировичем Пионтеком (1928-2005), который был автором идеи музея под открытым небом «Торум Маа» в городе Ханты-Мансийске. Я попросила архитектора; «Расскажите, что представляет собой этнографический музей? Я до этого не видела музеи коренных народов». Он отвечает: «Не волнуйтесь, я вам расскажу, возьмите бумагу и записывайте…». Я, записала, как сейчас помню, он мне продиктовал двенадцать секторов этого музея. Это: хантыйский, мансийский сектора, сектор связи с экологией, флорой и фауной, хозяйственные постройки, охота и рыбалка отдельно. Идея заключалась в том, чтобы посетители могли участвовать в этом процессе, а не просто созерцать и могли что- то сделать своими руками. Перед музеем должны были быть сувенирные лавки, там должны работать мастера и учить тех, кто пожелает сделать сувенир. И продавать эту продукцию посетителям музея. Эта идея музея меня очень вдохновила…

И мы организовали стройку музея, естественно, не было рабочих, были только научные работники окружного научно-методического центра и добровольцы.

Первое, что мы сделали, приступили к очищению территории от бытового мусора. Мы обратились в шестую школу нам дали сто учеников, затем в АТП (Автотранспортное предприятие), оттуда нам выделили самосвалы. Нашли мы перчатки и мешки для мусора. Первые участники субботника по благоустройству будущего музея были учителя и ученики шестой школы, партийные и советские работники окрисполкома и окружного комитета КПСС. Был митинг по открытию субботника, на нем с пламенной речью выступил поэт Юван Николаевич Шесталов. Говорил о том, что это важное событие для нашего округа, что будущий музей прославит округ, что это будет памятник этнографической и материальной культуры народов севера. Это будет единение народов, живущих в округе, и мы должны строить музей методом народной стройки…. В этот день мы работали с десяти часов и до восьми часов вечера. От первого субботника прошло время и была направлена экспедиция на стойбище Еремея Даниловича Айпина для того, чтобы привезти хозяйственные постройки. Он решил, что хантыйский сектор начнется с его стойбища. Привезли из его стойбища избушку, лабазы и навес. И все это нужно было реставрировать на месте. В этот период из Карпинска, Свердловской области был вызван художник Геннадий Степанович Райшев, его попросили изготовить идолов. И он сказал, мне нужен один месяц, чтобы изготовить этих идолов. А священный лабаз и идола возле входа сделал Николай Волдин и другие.

В день субботника часть людей строила, часть восстанавливала идолов, Евдокия Андреевна Нёмысова, варила мамалыгу на поляне, где сейчас расположена хантыйская изба. В этот день Петуха жертвенного принесли, столик накрыли, в месте, где установили идолов……Все остальные мамалыгу ели прямо на поляне, там еще домика не было только кострище. В этот день мы установили идолов, вывезли остатки мусора и построили тротуар по ул. Собянина. При непогоде с холмов стекали естественные ручьи, ходить было неудобно, и мы построили тротуар. Лестницы, конечно, еще не было, забирались в гору по логу. В тот период там не росли деревья и в логу мы построили сарай. Заведующий организационным отделом Ханты-Мансийского окружкома КПСС, Геннадий Семенович Корепанов руководил стройкой допоздна и это был первый сарай, во-первых, он защищал от дождя, во-вторых, там хранился весь хозяйственный инвентарь. Очень активными были Зоя Никифоровна Лозямова и Татьяна Александровна Молданова и поэт Андрей Семенович Тарханов, Айпин Еремей Данилович, мои соседи: Вешкурцева Татьяна Ивановна, мои дети Андрей и Алена, мой муж Владимир Сергеевич, этих людей я часто там видела … После открытия митинга и первых работ начались будни и активно работали еще два месяца на самой стройке. Большую помощь нам оказал Григорий Тимофеевич Кауртаев, он по сей день, жив и здоров. В то время он был начальником автошколы РОСТО, готовил допризывников в армию. Он ежедневно отправлял на стройку одну или две группы ребят допризывников, которые на своих плечах заносили сетки рабица, столбы, доски весь строительный материал… Это делалось для того, чтобы не нарушать естественный ландшафт и сохранить дерн, если бы пошли машины они бы все это нарушили…. В то время директором лесозаготовительного объединения «Ханты-Мансийклес» был Казаков, он нам дал столбики, доски, гвозди, перила.… На сегодня его нет, светлая память ему, он к этому отнеся очень серьезно и ответственно, и очень помогал. Домик и хозяйственные постройки из Нижневартовска привезли в конце августа…. Так же надо было разгружать с барж и носить на плечах на гору. Эту работу в основном делали допризывники. Но дом уже строил сам Еремей Данилович Айпин, ему помогали сотрудники отдела пропаганды окружкома партии Дусеев Рауф Мифтахович и др. Запомнился один из дней строительства. Пришел мой муж и мои соседи. Еремей Данилович говорит, что нет жердей, чтобы крыть крышу дома, и они пошли в лес, в тот период нам разрешили немного вырубать лес. Они нарубили молодых сосеночек, что бы хватило на накат крыши, жерди были шестиметровые, а мы женщины их шкурили. В этот период много работал на строительстве отдел пропаганды, который я возглавляла. Помогали собирать дом в паз, он построен без единого гвоздя. Еремей Данилович руководил всем этим процессом, бревна вставлялись в пазы, потом они простукивались сверху… Зоя Никифоровна Лозямова и Татьяна Александровна Молданова, Ульяна Шульгина делали хлебную печь, это уже был сентябрь, и октябрь уже было холодно, они ходили на болото рвали там траву и мазали печь. Начинался рабочий день, приходит ко мне в кабинет Зоя Никифоровна Лозямова и говорит; «У нас нет пилы». Я думаю, где найти пилу, обращаюсь к руководителям города, они всегда помогали нам и большую помощь оказали руководители Центрально-ремонтных механических мастерских (ЦРММ). Приходилось строительные материалы доставать, все строилось методом народной стройки и своего материала и инструмента у музея не было.

Мы почти его построили, где-то за две недели до открытия приехал Валерий Андреевич Чурилов, посмотреть, как у нас идут дела. Я говорю, все там хорошо, лабазы поставили. А как подниматься туда народу? Летом было все естественно, а как подмерзло, туда еще можно было подняться, а спускаться невозможно. А лестницу строить уже нет времени и денег нет. Решили разобрать на речном порту какой-то пирс, и первая лестница была из Речфлота. Его там быстро демонтировали, а здесь собрали, но кое-какие венцы заменили, она была не до поляны, но там уже забирались немного сами. Вверх забираться, конечно, хорошо по лестнице, это помогло людям. А открытие помню: такой незабываемый праздник, люди были вдохновенные, а для организаторов была, конечно, нагрузка. Приехало много народу на партийную конференцию, все было торжественно. Там поставили столы, был большой костер, варили уху, был такой общий повышенный настрой, а коренные люди просто радовались, что появился такой музей в округе. Потом я неоднократно участвовала в семинарах, которые проводил музей. За эти двадцать пять лет я поработала в Департаменте по коренным малочисленным народам севера, начальником отдела культуры. Но и здесь, естественно, я помогала своему музею …. В этот период мы построили вторую лестницу, когда проходил Окружной Детский фестиваль «Саликве» – Олененок, и в тот период мы сделали маленькие табуретки. Вот такие мои вспоминания: строили этот музей всем миром, и все помогали, это поистине народный музей.

Записал Н. К. Партанов, г. Ханты-Мансийск. 24.07.2012 г.