Массово-разъяснительной работы среди туземцев нет
Много требуется терпения и такта, чтоб убедить туземца в необходимости учиться. Массово-разъяснительная работа по просвещению на Севере развёрнута очень слабо, об этом доказывает делегация от остяков в Москву к Калинину. Поняв так, что их силой гонят в школу и ликпункт, остяки отправились искать правды в центре. Калинин им ответил: «Мы не заставляем вас учиться, а просим». И когда остяки показывали свои тетради с ликпункта с корявыми буквами, Михаил Иванович радостно их хвалил и приветствовал их учение. Этого было достаточно, чтоб остяки поняли и воодушевились на дальнейшую работу для ликвидации своей неграмотности. Сдвиг сделан, часть туземцев ухватилась за просвещение, и со стороны просвещенцев, советских, партийных организаций требуется напряжённо двигать эту работу.
На самом же деле среди просвещенцев нередко встречается оппортунистическое настроение. Кушеватские работники Шурышкарского района говорят, что убедить туземцев учиться нельзя.
У туземных женщин тяга к культуре
Обратное говорят с другого конца Севера. Говорят о том, что женщины интересуются всем новым, стремятся к культуре, охотно идут на собрания, напряжённо слушают, о чём говорят разные представители. Закабалённая тяжёлым бытом, бесправная и тёмная туземная женщина начинает понимать, что нужно сбросить ненужное, веками тяготеющее над нею, тянется к культуре, но культурные работники на её порывы не отвечают, не помогают ей, не обращают на это должного внимания.
Кино даёт большую помощь в перестройке Севера
Туземцы любят и уважают кинокартины. Они охотно идут в кино, с любопытством и интересом просматривают фильмы, но нужно признаться в полной бессильности наших кинопередвижек воспользоваться этой тягой туземцев и направить просветительную работу по должному руслу.
Самый подбор посылаемых картин не только не имеет последовательность и точность воспитательно-образовательной работы, но нередко даёт скучные картины о непонятном туземцу, как, например, о пчеловодстве.
Районные, сельские организации
слабо помогают туземному просвещению
Факты оппортунистического отношения, недооценки массово-просветительной работы, халатного отношения к туземному просвещению кричат о требовании встряхнуть сонливое состояние всех организаций и отдельных работников.
Разве виноваты туземцы, когда не состоялись курсы туземного актива окружного значения в Берёзове из-за неявки делегатов? Можно ли винить туземцев, что нельзя их затащить в наши избы-читальни, ликпункты? Можно ли обвинить туземца за то, что он ещё не научился бороться с кулаком и шаманом и продолжает слепо подчиняться религии?
Нет. Если не состоялись курсы туземного актива, значит, наши советские организации сами не подошли серьёзно и вдумчиво к этому вопросу, значит ни один район не развернул свою работу по подготовке к курсам.
Если туземец нейдёт в наши избы-читальни, то это значит, что избы-читальни так отвратительно поставлены, так походят на постоялые дрянные дворы, что всякий старается избежать их, не смотреть на избача, исполняющего обязанности уборщицы и истопника, на голые стены и грязный пол.
Не говорим о ликпунктах, которые, прежде всего, требуют показательно-поставленной работы, затем массово-разъяснительной работы среди туземцев и, наконец, серьёзного и бережного отношения к ученику – перерождающемуся туземцу. Почастую среди наших просвещенцев не хватает такта для подхода к туземцу, не хватает серьёзной закалки работать, а это вредит работе, подрывает её, и 40 проц. выполнения плана по ликбезу за прошлый год доказывают это.
Не надо забывать, что культурно-массовая работа – главный рычаг перестройки отсталого Севера в Север культурный. Развёртыванием этой работы обеспечиваем внедрение всеобуча во все уголки туземного населения, ликвидируем закостенелую неграмотность среди народов Севера, двигаем к культуре отсталые народности, тем самым боремся за национальную политику советской власти.
В борьбе за культурную перестройку Севера, должны стать твёрдо и решительно все культурные силы Севера под руководством партийных организаций.
Мясников
Ханты-Манчи Шоп (Шой) [Остяко-вогульская правда]. – 1931. – 24 сентября. – № 20. – С. 3