Массово-разъяснительной работы среди туземцев нет

Много требуется терпения и такта, чтоб убедить туземца в необходимости учиться. Массово-разъяснительная работа по просвещению на Севере развёрнута очень слабо, об этом доказывает делегация от остяков  в Москву к Калинину. Поняв так, что их силой гонят в школу и ликпункт, остяки отправились искать правды в центре. Калинин им ответил: «Мы не заставляем вас учиться, а просим». И когда остяки показывали свои тетради с ликпункта с корявыми буквами, Михаил Иванович радостно их хвалил и приветствовал их учение. Этого было достаточно, чтоб остяки поняли и воодушевились на дальнейшую работу для ликвидации своей неграмотности. Сдвиг сделан, часть туземцев ухватилась за просвещение, и со стороны просвещенцев, советских, партийных организаций требуется напряжённо двигать эту работу.

На самом же деле среди просвещенцев нередко встречается оппортунистическое настроение. Кушеватские работники Шурышкарского района говорят, что убедить туземцев учиться нельзя.

Казымская школа-интернат. Ученики младших классов с учителем А.Н. Лоскутовым. 1934 г.

Казымская школа-интернат. Ученики младших классов с учителем А.Н. Лоскутовым. 1934 г.

У туземных женщин тяга к культуре

Обратное говорят с другого конца Севера. Говорят о том, что женщины интересуются всем новым, стремятся к культуре, охотно идут на собрания, напряжённо слушают, о чём говорят разные представители. Закабалённая тяжёлым бытом, бесправная и тёмная туземная женщина начинает понимать, что нужно сбросить ненужное, веками тяготеющее над нею, тянется к культуре, но культурные работники на её порывы не отвечают, не помогают ей, не обращают на это должного внимания.

Казымская школа-интернат. Первые ученики с заведующим А.Н. Лоскутовым. 1931 г.

Казымская школа-интернат. Первые ученики с заведующим А.Н. Лоскутовым. 1931 г.

Кино даёт большую помощь в перестройке Севера

Туземцы любят и уважают кинокартины. Они охотно идут в кино, с любопытством и интересом просматривают фильмы, но нужно признаться в полной бессильности наших кинопередвижек воспользоваться этой тягой туземцев и направить просветительную работу по должному руслу.

Самый подбор посылаемых картин не только не имеет последовательность и точность воспитательно-образовательной работы, но нередко даёт скучные картины о непонятном туземцу, как, например, о пчеловодстве.

Казымская школа-интернат (Юильский филиал). На уроке. 6 апреля 1936 г.

Казымская школа-интернат (Юильский филиал). На уроке. 6 апреля 1936 г.

Районные, сельские организации
слабо помогают туземному просвещению

Факты оппортунистического отношения, недооценки массово-просветительной работы, халатного отношения к туземному просвещению кричат о требовании встряхнуть сонливое состояние всех организаций и отдельных работников.

Разве виноваты туземцы, когда не состоялись курсы туземного актива окружного значения в Берёзове из-за неявки делегатов? Можно ли винить туземцев, что нельзя их затащить в наши избы-читальни, ликпункты? Можно ли обвинить туземца за то, что он ещё не научился бороться с кулаком и шаманом и продолжает слепо подчиняться религии?

Нет. Если не состоялись курсы туземного актива, значит, наши советские организации сами не подошли серьёзно и вдумчиво к этому вопросу, значит ни один район не развернул свою работу по подготовке к курсам.

Если туземец нейдёт в наши избы-читальни, то это значит, что избы-читальни так отвратительно поставлены, так походят на постоялые дрянные дворы, что всякий старается избежать их, не смотреть на избача, исполняющего обязанности уборщицы и истопника, на голые стены и грязный пол.

Не говорим о ликпунктах, которые, прежде всего, требуют показательно-поставленной работы, затем массово-разъяснительной работы среди туземцев и, наконец, серьёзного и бережного отношения к ученику – перерождающемуся туземцу. Почастую среди наших просвещенцев не хватает такта для подхода к туземцу, не хватает серьёзной закалки работать, а это вредит работе, подрывает её, и 40 проц. выполнения плана по ликбезу за прошлый год доказывают это.

Не надо забывать, что культурно-массовая работа – главный рычаг перестройки отсталого Севера в Север культурный. Развёртыванием этой работы обеспечиваем внедрение всеобуча во все уголки туземного населения, ликвидируем закостенелую неграмотность среди народов Севера, двигаем к культуре отсталые народности, тем самым боремся за национальную политику советской власти.

В борьбе за культурную перестройку Севера, должны стать твёрдо и решительно все культурные силы Севера под руководством партийных организаций.

Казымская школа-интернат. На уроке физкультуры с учителем А.Н. Лоскутовым. 1935 г.

Казымская школа-интернат. На уроке физкультуры с учителем А.Н. Лоскутовым. 1935 г.

Мясников

Ханты-Манчи Шоп (Шой) [Остяко-вогульская правда]. – 1931. – 24 сентября. – № 20. – С. 3