День охраны памятников и исторических мест – это день когда в суете современного и быстроменяющегося мира есть возможность остановиться на мгновение, и еще раз вспомнить о своих корнях, подумать о важности сохранения уникального наследия своих предков и передачи его будущим поколениям. Главным хранилищем исторического наследия являются музеи, которые служат связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Таким местом в городе Ханты-Мансийске является музей под открытым небом «Торум Маа», открытие которого  состоялось 30 октября 1987 года. Одним из идейных вдохновителей создания музея и создателем первых объектов его экспозиции стал Еремей Данилович Айпин. Сегодня он именитый хантыйский писатель, вице-спикер окружного парламента, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В годы строительства музея «Торум Маа» он – сотрудник окружного научно-методического центра культурно-просветительной работы и народного творчества, автор сразу привлекших внимание критики повестей «В ожидании первого снега» и «Звезда утренней зари», и один из тех, кто предпринимал попытки возродить и сберечь культурное, духовное и этническое богатство народа ханты. На экспозиции под открытым небом представлены пять подлинных архитектурных построек, привезенных из родового стойбища Е.Д.Айпина, расположенного в Нижневартовском районе на реке Аган.

Из воспоминаний Е.Д. Айпина: «Наше Летнее Селение стояло на левом берегу Агана, на двухсотом километре. Место называлось «Малый песок», а наш городочек «Устье Древесной Реки Селение», или «Устье Древесной Реки Народ»… Я выбрал пять объектов. Три из них принадлежали нашей семье. Это лабаз из колотого кедрового теса, построенный моим дедом Романом с участием его брата, старца Ефрема, в начале века. Бревенчатый хозяйственный лабаз, возведенный моим отцом в пору моего детства, и сруб для останков медведя, также возведенный моим отцом. Из жилых помещений лучше всего сохранился дом дяди Василия, который мы разобрали. И пятый объект – навес-коптильня. Тоже очень старый – был построен моим крестным, старцем Ефремом, в начале века…».

Среди привезенных построек особо место занимает, построенный в начале XX века. Тот самый – «из колотого кедрового теса, построенный моим дедом Романом с участием его брата, старца Ефрема». Его назначение – хранение припасов и добычи, поэтому еще одно его название – охотничий лабаз.

Он представляет собой поднятый над землёй сруб без окон, поставленный на четыре столба с характерной подрезкой для защиты припасов от грызунов. Сам лабаз очень низенький, плоский, под невысокой двухскатной крышей. Казалось бы – уже привычная для северян конструкция, которую среди пришлого населения с любовью называют избушкой на курьих ножках. Вместе с тем – это одно из  интересных, оригинальных, самобытных и мало изученных произведений народного деревянного зодчества. И прежде всего – из-за важных архитектурных деталей, которые использовались при его постройке. Назовем лишь некоторые.

Стены и другие элементы лабаза – это колотые кедровые плахи – классический вариант таёжного строительства хозяйственных построек и гарантия его долголетия. А важности именно этого материала Е.Д. Айпин писал: «Почему все время подчеркиваю: колотый тёс? Да потому, что век колотого тёса намного длиннее, чем пиленого. В старину в таёжной глубинке, где не было продольных пил, тес заготовляли из прямослойных лесин, раскалывая их вдоль ствола большими деревянными клиньями»[1].

[1] Айпин Е.Д. Парк-музей //Все цвета радуги. – Ханты-Мансийск:
Дом народного творчества, 2018. – С.151.

Фото: Егоров М.В. 90-е годы

Фото: Егоров М.В. 90-е годы

Двери у лабаза – двухстворчатые, петли – деревянные, и это оригинальные, не часто встречающиеся и требующие подробного изучения и описания детали данного строения.

Еще одна, отличающая этот лабаз особенность – так называемый «продух» – устройство  для вентиляции, важная деталь для объекта хранения припасов. Часто встречающийся и знакомый способ вентиляции – не плотно уложенные друг на друга бревна, между которыми должна быть пышная прослойка мха. Здесь конструкция другая: в центре длинной боковой стены в горизонтальной линии создано два небольших прямоугольных отверстия, обеспечивающих прохождение свежего воздуха.

Бревенчатый фигурный конек лабаза, расположенный на двухскатной крыше – декоративный элемент, который придает обычной хозяйственной постройке особый индивидуальный облик, подчеркивает творческий характер его создателей.

В завершении цитата архитектора Г.В. Пионтека, который на примере объектов музея «Торум Маа» утверждал:

«Когда так остро стоит вопрос об экологическом неравновесии на земном шаре, мы можем наглядно увидеть, как высоко было искусство экологического хозяйствования… вот в этих во всех постройках, в том, как они сделаны. В той конструкции, которую они придумали. Мы должны учиться мудрости народной…»