С самого утра продолжилась работа. Члены жюри – Борис Мальбахов (г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика), Мария Майстровская (г. Москва), Эмма Усманова (г. Караганда Республика Казахстан), Нина Ганцева (г. Москва), Сергей Глебушкин (г. Москва), Ольга Бубновене (г. Ханты-Мансийск), Антон Акулов (г. Сургут), Ксения Илауски (г.Ханты-Мансийск) – каждый эксперт в своей области. Они внимательно наблюдали за работой мастеров – участников международных конкурсов мастерства Фестиваля. Беседовали, задавали вопросы, проверяли, насколько глубоко народные умельцы знают тонкости своего ремесла.

– А что за узоры на ваших изделиях, что означают, кто может носить такие чулки? – интересуется доктор философских наук Нина Ганцева у конкурсантки Людмилы Костиной из Полновата (Белоярский район). К слову, именно она стала победительницей в номинации «Лучший мастер по традиционному вязанию», других победителей в этой номинации не определили.

Об орнаментах на своих вязаных изделиях Людмила Николаевна знает все: лягушка – женский оберег, и место у него особое – на икрах, если ноги у женщины крепкие, значит, здоровая и сильная, будет хорошей работницей. А этот знак, напоминающий елку, на самом деле «поленница, огонь», то есть – домашний очаг.

– Когда женщина вяжет чулки, как правило, это изделие кому-то предназначено. Если для мужа вяжешь – одни знаки используешь, для дочки – другие, в подарок близким – смотря кому что желаешь, как сердце подскажет! – рассказала Людмила Николаевна.

Задача перед конкурсной комиссией стояла очень сложная: увидеть и оценить работу почти 90 человек на каждом этапе процесса! К полудню все конкурсные работы должны быть завершены и представлены на суд высокого жюри. Поблажек не было никому – проверены все швы на народных костюмах, учтены подбор ткани, фурнитуры, соответствие заявленной территории костюма и завершенность образа. В работе с деревом, костью, берестой имело значение формообразование, соответствие традициям, аккуратность и проработка деталей. Принципиальность конкурсной комиссии была непреложной при оценке каждой работы.

Взять другую номинацию – «Лучший мастер по национальному костюму», здесь первое место разделили сразу шестеро участниц, все оказались достойны. Да и выбрать одного победителя невозможно, когда в номинации почти 30 участников! Такой небывалый интерес к национальному костюму отраден и говорит о том, что мы вновь повернулись к своим корням, родной истории и культуре, что нам не безразлично будущее народов, которые проживают на территории Югры, России.

За фестивальные дни осуществлен не только большой творческий труд: участники активно проявили себя в серьезной научно-практической работе.

Тематика семинара «От исследований до коллекции» вызвала живой интерес и у югорских мастеров, и у гостей округа. Традиционный костюм сегодня находится в центре внимания ученых, мастеров и педагогов как России, так и зарубежья.

Эмма Усманова – ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском университете им. академика Е.А. Букетова – представила результаты 20-летнего исследования археологического костюма андроновской культуры, следы которой археологи находят и на территории Югры. В частности, археолог из Казахстана рассказала о древних традициях женских головных уборов и украшений. Эта тема была продолжена выставочным проектом «Невелика диковинка», который открылся в рамках Фестиваля и стал его украшением. Экспонаты выставки ярко проиллюстрировали отличия и сходства культурных традиций разных этнических групп: здесь можно увидеть узбекские и татарские тюбетейки, мужские обрядовые головные уборы обских угров, ложные косы, женские налобные и косные украшения хантов и манси, русские повойники и девичьи повязки. Выставку обязательно стоит посетить: нигде больше не увидишь удивительные кокошники, выполненные из соломки замечательным мастером – Аллой Кошкиной из Нефтеюганска. Эти золотые короны венчали головы ведущих во время торжественного открытия Фестиваля, став изумительным украшением праздника. Алла Борисовна стала лучшим мастером по плетению из растительных материалов.

Тема костюма на научно-практическом семинаре была продолжена выступлением Ольги Бубновене, директора бюджетного учреждения Ханты-мансийского автономного округа- Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел». В своем докладе Ольга Дмитриевна осветила проблемные вопросы исследования этнографической музейной коллекции и показала, как этнографический материал может стать основой коллекций современной авторской одежды.

Демонстрация творческих проектов, выросших на основе полученных этнографических данных, произвела настоящий фурор среди экспертов Фестиваля. Уникальные вышивка ручной работы и национальные орнаменты, переведенные в машинную вышивку, выполненные урайскими мастерами, смотрелись потрясающе красиво!

Еще один научно-практический семинар «Северный русский костюм» провел Сергей Глебушкин – известный собиратель традиционного костюма.

Что носили мужчины и женщины разных губерний России, как именно носили, какую информацию о человеке можно считать по костюму – эти и другие вопросы обсуждали участники семинара. На встречу собрался полный зал – мастера, художники народных промыслов, педагоги из разных регионов России, ученые из Москвы, Казахстана, Кабардино-Балкарии с интересом познакомились с опытом знаменитого коллекционера народного костюма.

Сергей Глебушкин продемонстрировал несколько экспонатов из своей коллекции женских костюмов – участники фотографировали, рассматривали швы, ткань, элементы украшения – все было увлекательно и требовало живого обсуждения. После семинара участники не упустили случая взять автограф у автора известных и популярных среди мастеров монографий, посвященных традиционному народному костюму.

 

Научно-практическая конференция «Живые традиции ремесла в искусстве» в восьмой раз прошла в рамках Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра». Эта площадка на протяжении 16 лет объединяет мастеров, которые не просто занимаются ремеслом, а исследуют историю, традиции, хотят дойти до истоков и понять, почему наши предки, обеспечивая семью глиняной посудой, использовали именно такой состав глины, или именно такую форму. С чем связан крой традиционной одежды и его изменение? Почему в Сибири было распространено крапивное ткачество? Как правильно выделать рыбью кожу? На эти вопросы отвечали участники научно-практической конференции, делились друг с другом технологическими наработками и опытом.

Интересно, что эта площадка объединила не только опытных мастеров, педагогов и ученых, но и молодежь округа. Самой юной участницей конференции стала 14-летняя Снежана Изюмова – воспитанница Центра дополнительного образования города Урая. Девочка не первый год занимается изучением ремесленных традиций обских угров: искусства обработки рыбьей кожи и меха. Несмотря на возраст, у Снежаны большой опыт участия в подобных мероприятиях, она регулярно выступает в городских конференциях, проводит мастер-классы в школах, весной побывала в Ханты-Мансийске на XI Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее».

Целая группа студентов Урайского политехнического колледжа под руководством педагога-организатора Татьяны Гилиной заявила свои доклады на конференцию. Их исследования посвящены национальному костюму – калмыцкому и русскому, искусству работы северных народов с берестой, искусству техноарта. Ребята приняли участие и в праздничном дефиле: они показали свою коллекцию крестьянского костюма Сибири конца 19 века.

Во время пленарного заседания выступил Борис Мальбахов, доктор искусствоведения, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Он представил наиболее развитые направления искусства Северного Кавказа.

Важными и полезными сведениями с участниками конференции поделились ученые Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Мария Майстровская – известный в России экспозиционер, доктор искусствоведения, профессор кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна, действительный член Российской Академии естествознания, член ВАК – представила интереснейший опыт зарубежной и отечественной практики экспонирования предметов декоративно-прикладного и народного искусства. Кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна Нина Ганцева рассказала о программах научных исследований в аспирантуре и диссертационном совете Академии, пригласив мастеров и педагогов не бояться поступать в аспирантуру, продолжать свои исследования, обращаться за консультациями. Снежане Изюмовой настоятельно рекомендовали продолжить свои исследования, в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова ей будут рады: молодежь с таким огромным потенциалом всегда ждут в учебном заведении.

После завершения международных конкурсов мастерства, которые состоялись по 14 номинациям, в Киноконцертном цирковом комплексе «Юность Шаима» прошла торжественная церемония награждения лучших мастеров Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и регионов России. Прекрасную концертную программу подготовили творческие коллективы Урая и Кондинского района. Все участники фестиваля отметили хорошую организацию и очень теплый, радушный прием, который оказала Югра, город Урай и Кондинский район.

– Я выступал в номинации «Лучший мастер по художественной обработке дерева» и, так случилось, приехал без инструментов и материалов, – признался мастер из поселка Ноглики Сахалинской области Вадим Левкун. – Ко мне отнеслись с большим вниманием: югорские мастера поделись и деревом, и инструментами, так что я успел выполнить конкурсную работу. Удивила очень дружеская, теплая атмосфера, которая царила на протяжении всех дней Фестиваля. Хотелось показать свое мастерство, увидеть, как работают другие мастера, подметить их приемы. И эта атмосфера созидания удивительным образом объединяла мастеров из разных уголков России – с разным опытом, разными знаниями, разными культурными традициями. Мне кажется, в таком творческом, душевном, созидательном объединении Югорская земля не имеет равных.