В 2020 году, во времена, когда музеи приостановили прием посетителей своих залах, на страницах музея «Торум Маа» появилась любопытная рубрика, посвященная подробностям об уникальных, любимых и просто  предметах музейного собрания.  Всего около десятка публикаций, – коротких  или очень подробных, которые не остались незамеченными. Они до сих пор доступны на сайте – torummaa.ru/chto-hranit-labaz

«Когда я в молодости хотел сделать идеальную картину, обрести нечто бесконечное, землю считал ничем – и в этой бесконечности настолько почувствовал себя сиротливым, что потом опять пришёл к прямо противоположному: за предметы уцепился и вещность для себя сделал тем моментом, за который нужно держаться и даже полюбить. Вернее, я их любил с детства. Я любил запах, чувство вещи, и потому они мне стали дороги».

Г. Райшев. Живопись . Графика. – М., 1998. – С. 52.

Недавно, разыскивая материал о Геннадии Степановиче Райшеве и его идолах – главных объектов Святилища музея «Торум Маа», наткнулась на эту цитату, которая, на мой взгляд, может стать эпиграфом нашей рубрики. Она не только об отношении к вещи. Эти «мысли вещного мира» (фраза Д. Хармса) заставляют иначе взглянуть на прошлое, многое увидеть и вспомнить…  И еще она (цитата) об этнографах, о настоящих хранителях музейного собрания как факта истории…

Продолжим любопытствовать?! В сегодняшней публикации  разговор о самом обыденном предмете из набора домашней утвари, которая имеется в каждом доме на традиционном стойбище….

Полог

Об этом артефакте мастер символов, художник Геннадий Райшев, перечисляя предметы, объекты на земле, которые с детства стали любимыми, написал так: «Амбар: полог от комаров, он / она – любовь».

Есть определение этого предмета домашней утвари, зафиксированное другом и одноклассником Г.С. Райшева по Сургутской «красной» школе» Валерием Константиновичем Белобородовым в его словаре-воспоминании об особенностях речи сургутян в 1940 -1950-е годы:

«Полог. Легкое укрытие из ситца, марли или другой воздухопроницаемой ткани, защищающее от комаров и мошек при ночевке на лугу или в лесу. «Многочисленные комары и мошки… не мешали спать в пологах. Последние были сделаны из тонкой китайки, нисколько не задерживающей воздух, и представляли собой продолговатый мешок достаточной длины, чтобы в нем можно было свободно вытянуться… В нужном положении полог удерживался посредством четырёх угловых бечёвок, привязывавшихся к палкам, воткнутым в землю. […] Таким образом получалось помещение, не пропускавшее ни одного комара или мошки и не создававшее духоты в тёплые ночи. […] Полога для жителей северной части Тобольской губернии являются одной из самых необходимых домашних принадлежностей, ибо комары и мошки … не дают возможности спать не только под открытым небом, но и часто даже в дому» (Городков Б.Н. Поездка в Салымский край //Ежегодник Тобольского губернского музея. – Тобольск, 2013.  – Вып. 13. –  С.12. (Слово за слово: Словарь-воспоминание / Сост. и автор предисловия В.К. Белобородов. –  Ханты-Мансийск, 2007. – С.230.

Полог в экспозиции музея села Гёчей (Венгрия), 2014 г. Из фотоархива Этнографического музея под открытым небом "Торум Маа»

Полог в экспозиции музея села Гёчей (Венгрия), 2014 г. Из фотоархива Этнографического музея под открытым небом “Торум Маа»

В поисках ответа на вопрос: почему же «он / она – любовь?» обратимся к свадебной обрядности. В сложным ритуалах традиционной свадьбы помимо других атрибутов:  платка, который жених надевал на невесту как знак замужней женщины и др. имел место и полог. На свадьбе платок (их бывает несколько на голове невесты) является первым подарком жениха невесте, и она тут же закрывает им лицо и голову. Сам жених входит в дом невесты в платке или рубашке на голове, которые снимает с него тесть. Над головами молодоженов обводят платком (или усаживают их под один полог). Его – полог  (xasap) – устраивали на спальном месте невесты. По знаку свата одна из женщин подводила жениха к пологу, обводила его вокруг него три раза и сажала к невесте. Там они сидели до ночи, туда им подавали еду.

Полог имелся у каждой семьи. Приведем свидетельства этнографа, доктора наук Н.В. Лукиной: «Над спальными местами каждой семьи или взрослых детей на ночь натягивали полога из хлопчатобумажных тканей. Полог изолировал от семей по жилищу, сохранял тепло и служил защитой от гнуса. По поверьям его следовало шить из разноцветных полос хлопчатобумажной ткани, хозяйка же одноцветного полога якобы могла ослепнуть. Для расширения полога внизу по углам вшивали клинья. По верхнему краю коротких сторон прикрепляли палки, и к ним в середине привязывали веревки: одну – к стене, с помощью другой полог растягивали. После сна его сворачивали к изголовью» (Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). – Томск,  1985. – С. 79-80, 270-271).

Спальный полог – хажап, сай – один для мужа и жены. Если днем преобладает разделение (жене нельзя перешагивать через постель мужа), то под ночным пологом запреты отменяются (здесь женщина, наконец, снимает свой платок). Хажап – тоже по-своему мир. Он должен быть сшит из разноцветных полос ткани. Пестрота – цвет жизненного круга, сочетающего светлый, темный и яркий (красный) оттенки.

Таким образом, полог становился своеобразным микрожилищем для семьи в общем доме, куда доступ другим был запрещен.  М. Б. Шатилов упоминает случай, когда молодожены были разведены из-за того, что муж пощекотал не свою жену, как выражались ваховские остяки, нарушил чужой полог. Если речь заходила об изнасиловании, употребляли сходное выражение: залез в чужой полог (или штаны порвал).

Научно-практический семинар «Внутреннее убранство жилища обских угров: музееведческий
и технологический аспекты» (16-20 июня 2014 года). Шитье полога.
Из фотоархива Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»


Полога известны в быту хантов издавна, о них в своем «Кратком описание о народе остяцком…» еще в 1715 году писал Гр. Новицкий[1], ссыльный украинец, рукопись которого считается первой работой этнографического характера, посвященной народности ханты. Этнографы предполагают, что полог у предков ханты изобретен до появления ткани и его первоначальным материалом  была береста.  И его изобретение несомненно является северосибирской чертой. Устройство жилищ из бересты – типичная черта восточных ханты и у их предков могла возникнуть идея изготовления микрожилища из этого же тонковыделанного материала для защиты от комаров. Позднее береста была вытеснена самодельным холстом, в том числе и крапивным, а затем – покупными материалами.

Полог в свернутом виде. (Венгрия), 2014 г. Из фотоархива Этнографического музея под открытым небом "Торум Маа»

Полог в свернутом виде. (Венгрия), 2014 г. Из фотоархива Этнографического музея под открытым небом “Торум Маа»

В существующих угорских преданиях о потопе есть упоминания о пологе:
За семь лет до прихода потопа шаманы сказали, чтобы все люди готовили семислойные плоты, укрытые семислойным стерляжьим пологом. Когда пришел потоп, семи дней бушевала горячая вода. Каждый день отрывался один слой бревен от плота и срывался один слой стерляжьего полога. Кто такого плота не сделал, такого полога не сшил – погиб. (Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1955. – С. 543)

Этот непременный атрибут хантыйского быта, имевший и социальную значимость, был широко известен у разных групп обских угров. Пологи у восточных ханты имели единый покрой и одинаковое название олыв. Традиция пошива полога из различающихся по расцветке тканей сохраняются у отдельных групп не в равной мере. Наиболее развитые формы встречаются на Агане, где стенка и крыша сшивались из нескольких продольных и поперечных полос, различающихся расцветкой.

У северных хантов и манси название отличалось от восточнохантыйского, они назывались хасап. У восточных, южных, части западных манси пологи делали из холста; у северных и западных – из платков. Он состоял из пяти деталей: верха в форме прямоугольника и четырех трапециевидных боковых полотнищ. На узких сторонах верха имелись палки, при помощи которых полог крепился.

Аганские многополосные полога особенно близки казымским и, очевидно, обязаны своими особенностями влиянию переселенцев с Казыма. Пологом из ткани пользовались кеты и ненцы, а в Северо-Восточной Сибири большое значение имели меховые полога.

Подготовила к публикации
Э.П. Сургутскова


[1] http://poisk.ngonb.ru/flip236/vov/vov_7/370455_17539%20_%20Новицкий%20Г.,%20Краткое%20описание%20о%20народе%20остяцком-1941/

 

Предметы из фондов
«Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»

 

Полог. Хашап
[ХМЭМ-1245]

Молданова Н.Е.

Период создания: Середина – вторая половина XX века
Материал, техника: ситец, дерево, ручное производство, сшивание

Размер: длина 356 см, ширина 127 см, высота 165 см
Место создания: Белоярский район

 

 

Полог. Лэп
[ХМЭМ-1555]

Сопочина Аграфена Семеновна

Период создания: 1996 год
Материал, техника: ситец, нить х/б, верёвка, ручное производство,
выкраивание, сшивание

Размер: длина 259 см, ширина 175 см, высота 186 см
Место создания: Сургутский район

 

 

Полог кукольный. Юнты хашап
[ХМЭМНВФ-560]

Зубакина Людмила Калистратовна

Период создания: 2015 год
Материал, техника: сатин, нить х/б, ручное производство, выкраивание, сшивание

Место создания: г. Ханты-Мансийск