Ни один хантыйский или мансийский хозяйственный лабаз, ни одно жилище – будь это наземный дом, землянка или чум, ни одно открытое стойбище или временная стоянка не обходятся без берестяной утвари. Когда оказываешься в обжитом пространстве обских угров, взгляд обязательно натыкается на изделия из бересты – чуманы (кукор), туеса (туйс), кузова (кынт / хинт), коробки для женских рукодельных принадлежностей (йинал) или коробки другого назначения (нюлхи кар йинал / кэр йиныль), табакерки (чакам туес), колыбели (энтэп)… И в подавляющем большинстве случаев эти вещи будут нести на себе традиционные обско-угорские орнаменты, которые для посвящённых служат магическими оберегами и родовыми знаками, а непосвящённым просто радуют глаз своей совершенной эстетикой.

Среди множества самых разнообразных орнаментальных узоров существует большой набор мотивов на тему деревьев. Мастерицы и исследователи декоративно-прикладного искусства обских угров называют их так: «берёза», «берёза маленькая», «сосна», «ива», «ёлка с крестом», «маленькая ёлка», «осины голова», «ветка дерева», «ветка осины», «берёзовая ветвь», «целая берёзовая ветка», «сломанная берёзовая ветка», «берёзовый сук», «кривая ветка», «корень дерева», «корни кедра», «корни лиственницы»[i] … Этот список, конечно же, не полон.

Узор «Берёза маленькая». ХантыУзор «Ветви берёзы». ХантыУзор «Берёза». МансиУзор «Ветка осины». МансиУзор «Ива». МансиУзор «Маленькая ёлка». МансиУзор «Сосна». Манси 

«Ничего удивительного, – скажет любой, кто хоть немного знает сибирскую этнографию и географию, – ханты и манси занимают лесную и лесотундровую зоны. От рождения до смерти они видят вокруг деревья. Не ковыли же степи или барханы пустыни, которых они никогда не видели, им изображать». И будут правы. Но только отчасти. Есть ещё один источник появления образа дерева в мировоззрении, искусстве, фольклоре и обрядах обских угров. Это универсальная мировая мифологема Мировое дерево.

Стилизованные изображения деревьев. Вышивка. Обские угры

В человеческом сознании образ дерева всегда был символом созидательной мощи, гармонии и обустроенности. Вспомним хотя бы нашумевший несколько лет назад фильм «Аватар», где огромная ива в возрасте 3 млн лет представляла собою главную святыню цивилизации планеты Пандора. Она называлась «Древо душ» и являлась «точкой силы», связав воедино всё живое на этой планете, включая и души уже умерших. А пушкинское Лукоморье? Центром этой сказочной страны тоже было дерево – огромный дуб. Он, как мы помним ещё со школьной поры, объединял в себе всех обитателей Лукоморья: тут и «русалка на ветвях сидит», и «днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом»…

Сказка ложь, да в ней намёк… У современных авторов в поисках зрительной метафоры организованного Мироздания нет нужды прибегать к своей фантазии, более надёжно опереться на давнюю мировую традицию и привлечь образ Мирового дерева. Историки считают, что он – как первая языческая по сути модель организованного мира – появился на планете ещё в бронзовом веке (3500–1200 гг. до н. э.) и в своём изначальном или модернизированном виде благополучно дожил да наших дней. Причиной его возникновения стала потребность людей в образе устойчивого организованного Космоса, который требовалось отделить от повсеместно господствовавшего до его появления хаоса. Образ дерева подходил для этого как нельзя лучше. Размещённый в сакральном центре мира, он стал зримой осью, связывающей трёхчленную систему мироздания и структурирующей Космос вертикально. Мировое дерево связывало воедино и скрепляло все космические сферы: его корни находились в Нижнем мире, ствол – в Среднем, крона – в Верхнем.

Этот образ мифопоэтического сознания удачно воплотил универсальную концепцию мира, очень популярную в языческом мире. И потому он выявлен в подавляющем большинстве культур или в чистом виде, или в форме огромного количества культурно-исторических вариантов. Потому и названий у этого образа засвидетельствовано немалое количество – «Древо плодородия», «Древо жизни», «Древо познания», «Шаманское древо» и др.

В образе Мирового дерева люди органично соединили все свои общие представления об устройстве мира. Именно он был первой схемой Мироздания, а уж из него, как и положено при развитии любого дерева, отпочковались такие зрительные образы и понятия как «Мировой столп», «Ось мира», «Мировая гора», «Храм», «Триумфальная арка», «Колонна», «Обелиск»… [ii]Трудно в это поверить, но прообразом «золотой лестницы без перил» в шлягере  Юрия Антонова тоже является Мировое дерево.

Сибирские народы, формирующие свои культуры в лесной части планеты, не могли не положить в копилку своих идеологических воззрений универсальную мифологему о Мировом дереве. Особенно органично она встроилась в систему шаманских воззрений и практик. Например, у многих сибирских народов изображение Мирового дерева наносилось на шаманские бубны[iii]. Такой рисунок был не украшением, а картой, этаким Джи Пи Эс языческого пространства. Ведь Мировое дерево – это графическое отображение Вселенной, во все уголки, на все ярусы которой шаман и должен был проникнуть, используя свой бубен в качестве ирреального транспортного средства.  А как путешествовать без карты?

Ханты и манси не были исключением из этого общесибирского процесса. У них тоже были устойчивые космологические представления о вертикальном строении Вселенной и Мировом дереве как стержне, на который эта Вселенная нанизана.

У разных групп обских угров существовали разные представления о вертикали Космоса. Одни насчитывали в нём три этажа – верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный и подводный). Другие, веруя в священное число семь, доводили мироздание до уровня семиэтажки, деля верхний и нижний ещё на три яруса. Третьи же были убеждены, что каждая сфера насчитывает по семь слоёв, и в общей сложности  Вселенная состоит из 21 этажа.

Верхний мир – один там слой, три или семь уже не суть важно – отличается невысокой «плотностью населения». Да и население это, как и положено небожителям, сплошь божественного статуса. Прежде всего, там расположена резиденция демиурга-первотворца Нуми-Торума. Это он сотворил всё, ныне существующее, – саму Землю, животных, людей и духов. Здесь же обитают его родственники – отец (Корс-Торум), дед (Кощар-Торум), брат-громовержец (Сяхыл-Торум). Рядом с этими божествами проживают женщина Солнце (Хотал-эква) и мужчина Месяц (Этпос-ойка). Нетрудно увидеть, что идею небожительства божеств все мировые религии почерпнули из такой вот схемы языческого Космоса, которая бытовала и у обских угров: Иисус и пророк Мухаммад были вознесены на небо, Будда Шакьямуни, наоборот, спустился с небес.

Средний мир – это пространство, отданное людям и животным, на которых люди охотятся. Но, помимо них, здесь же обретаются и существа более высокого порядка.  Например – Калтась-эква. Это жена самого Нуми-Торума. Прежде она жила вместе со своим венценосным супругом в Верхнем мире, однако коварно согрешила со своим деверем (братом мужа) и одновременно владыкой Нижнего мира Куль-отыром, за что и была сброшена разгневанным супругом с небес на землю. По этому же миру курсирует седьмой (последний) сын Нуми-Торума и Калтась-эквы по имени Мир-сусне-хум (За Миром Следящий), уполномоченный отцом на «исполнение надзорно-контрольных функций» в людском сообществе. Его шесть братьев тоже проживают в Среднем мире; правда, их статус локально-территориальных божеств гораздо ниже, чем у младшего. И вообще пространство человеческой жизни очень плотно заселено сверхъестественными существами – тут и богиня огня Най-эква / Най-сянь, и бог-кузнец Сехрынг-ойка, и многочисленные духи-покровители (поселковые, домашние, личные), и лесные духи  менквы или мис-хумы (мужского рода) и мис-не (женского рода).

Нижний мир – это царство Куль-отыра, как уже было сказано выше – родного брата Нуми-Торума и любовника Калтась-эквы. Его многочисленные подданные – это духи болезней (кули), которые проникают на ярус выше и вредят людям[iv].

Символом дерева, связующего эти вертикально структурированные миры, были столбы, которые ханты и манси устанавливали на своих святилищах. Кроме того, в их культовой практике была распространена самая разнообразная сакрализация деревьев, особенно «семиствольных лиственниц», «семиствольных кедров» и «семиствольных берёз». В фольклоре обских угров часто попадаются сюжеты, связанные с благодеяниями и чудесами таких деревьев.

Так что, как говорится, учитесь за деревьями видеть лес. Наткнувшись в лабазе хантыйского или мансийского стойбища, в музее, в сувенирной лавке на разукрашенный туесок, постарайтесь за изысканным геометризмом орнамента разглядеть традиционный Космос этих сибирских народов, сплав наивности и мудрости их мировоззрения.

Автор: Я.А. Яковлев


[i] Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа) / Сост. и автор вводной статьи Н.В. Лукина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. – С. 59, 60, 84, 129, 133, 134, 152, 161, 192; Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. – СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – С. 31–37; Ромбандеева Е.И. Мансийские орнаменты и их названия // Орнамент народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. – С. 117; И др.

[ii] Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – Т. 1. – С. 398–406.

[iii] Новик Е.С., Христофорова О.Б. Визуальные образы мира в сибирском шаманизме. – Ч. 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://6a6a-yaga.livejournal.com/5892.html

[iv] Лукина Н.В. Предисловие // Мифы, предания. Сказки хантов и манси. – М.: Гл. ред. восточной литературы, 1990. – С. 14–16; Гемуев И.Н. Мифическая картина мира манси. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://www.yamalarchaeology.ru/index.php/texts/etnograph/23-mansi/283-mifologicheskaya-kartina-mira-mansi-i-n-gemuev