Колыбель (манс. — апа; сев.-хант. — онтып; вост-хант. — амтэв) – это первый дом младенца на его пути в мир людей. У обских угров известно несколько видов детских колыбелей отличающихся функционально:  дневные и ночные. По исходным материалам люльки бывают берестяными и деревянными. Причем берестяные колыбели изготавливались женщинами, деревянные – мужчинами.

Коллекция колыбелей Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» обширна, особое место занимает в ней деревянная дневная колыбель восточных (аганских) ханты, переданная в дар в 2013 году Ольгой Даниловной Колодкиной (в дев. Айпиной).  Первыми экспонатами созданного в 1987 году музея «Торум Маа стали предметы, привезенные из родового стойбища Е. Д. Айпина, и более поздние поступления продолжали формирование этой коллекции быта аганских ханты.

Дневная колыбель восточных ханты – скромное деревянное изделие, состоящее из трех частей: полуовального дна, подтреугольной отклоненной назад неподвижно закрепленной спинки и невысокой стенки из гнутой доски. В этой колыбели ребенок мог лежать или сидеть. Изготовлена она из разных сортов дерева: дно и спинка из кедра, бортики из хорошо гнущегося дерева – березы. Особенно интересно то, что у восточных хантов популярны разнообразные изделия из бересты, однако этот материал, в отличии от других территорий, не использовался для изготовления дневных колыбелей.

Этнографы считают, что деревянная колыбель с наклонной спинкой создана в среде восточных ханты очень давно и в процессе трансформации стала этническим индикатором восточно-хантыйского комплекса обско-угорской культуры.

Крест на спинке колыбели имеет охранительную функцию, также как изображения птиц, выскобленных  на спинке колыбели у северных ханты и манси. Причем крест – это знак огня, защищающий именно детей. Над изголовьем имеется тонкая черемуховая съемная дуга, на которую во время сна набрасывают платок, чтобы защитить малыша от света, шума, гнуса.

Одно из главных достоинств колыбели – это возможность подвешивать ее при помощи ремней к потолку жилища или к воткнутому под углом в землю шесту, расположенному так, чтобы ребенок всегда находился в поле зрения кого-либо из старших. В ножной части имеется ремешок с петлей на конце, которую надевают на руку или на ногу для покачивания колыбели.

Независимо от количества детей, в каждой семье имелась своя счастливая колыбель, которая переходила от одного благополучно выросшего ребенка к другому. Существует легенда, что эта колыбель как раз из таких: в ней вырос один из основателей музея «Торум Маа» хантыйский  писатель Еремей Айпин, так и его сестры.

Это интересно:
«Пинать» в обско-угорском фольклорном контексте означает «укачивать»: у хантов к младенческой зыбке крепилась особая ременная петля, с помощью которой мать качает зыбку ногой – «пинает». Отсюда такое былинное выражение: «После семи сыновей в песенном доме кого пинали? Златоглазую красавицу-дочь в узорчатой зыбке там пинали»».


Люлька детская. Юх онтэп
Айпин Михаил Прокопьевич
[ХМЭМ-1380-1]

Период создания: 1950
Материал, техника: дерево, ровдуга, кожа, гнутье, резание, резьба, резь, строгание, ручное производство

Размер: высота 37 см, длина 43 см, ширина 26 см.
Место создания: Тюменская область, Ханты-Мансийский АО-Югра, Нижневартовский район, стойбище Айпиных

 

Величко Наталья Ивановна
Фотография цветная. Каюкова Алёна Изоковна с дочкой Настей в интерьере дома. Юрты Каюковы.
Из комплекта: Этнографическая экспедиция по реке Большой Юган 1999 года

Период создания:
1999
Материал, техника:
фотобумага, фотопечать цветная
Размер:10х15 см