Лабаз – на первый взгляд простой амбар, который имелся практически на каждом стойбище.  Это, как правило, сруб с двухскатной крышей, установленный на столбах-сваях, «ноги» которого имели характерные зарубки – препятствие для грызунов.  Хозяйственные амбары (манс. somjax, сумьях, сомлях, ампар; хант.: labas, aps, keta, ката, кита) – это  не просто место хранения продуктов, вещей и предметов культа. Лабаз – своеобразный хранитель традиционного уклада, семейного быта и хозяйства. Какие-то вещи из лабаза передаются по наследству, а с ними и история. Некоторые забытые и найденные случайно содержат множество тайн.

Открывая новую рубрику «Что хранит лабаз?»,  мы поведем неспешный рассказ об удивительных предметах, которые когда-то хранились в амбарах или лабазах, и лишь потом стали музейными экспонатами.

Каждый экспонат, как и человек, имеет свою интересную судьбу, отличительный характер. Одним из таких предметов быта стала необычная, похожая на корзину конструкция, которая на хантыйском языке носит название лый хот.  Этот предмет был найден во время этнографической экспедиции в Белоярский район в 2005 году на стойбище Охат-юхан в заброшенной избушке Кирилла Петровича Молданова. Разрешение на передачу корзины в фонд музея дала дочь  Кирилла Петровича Екатерина Тоголмазова.

Лый в переводе с хантыйского – черпак или поварёшка, хот – дом, отсюда обиходное название нашей корзины – ДОМ ПОВАРЁШКИ,  а его назначение – хранение черпаков и ложек.

В каждом доме народов ханты и манси имелся глинобитный пристенный закрытый очаг – чувал, в нижней части которого – зев, где разводят огонь, подвешивают на перекладине котел и готовят пищу. В доме у чувала и примыкающему к нему пространству, где хозяйка проводит большую часть времени, все должно быть под рукой. Каких только предметов ни придумало человечество за тысячелетия, но главное их предназначение – делать жизнь людей более комфортной и удобной. Для этого и был изготовлен этот предмет “Приспособление для хранения черпаков”. Конструкция подвешивалась к балке над камином-чувалом на коротком крюке.

Для изготовления большинства предметов – домашней утвари, игрушек, музыкальных инструментов, жилища и хозяйственных построек и пр., ханты и манси используют имеющийся под рукой материал, подходящий по своим качествам – дерево.  «Дом поварешки» не исключение, он сплетен из очищенных от коры тонких прутьев (жалья), закрепленных сверху и снизу обручами черемухового прута.  Жалье приплетено к обручам при помощи расщепленного корня кедра. Вымоченный и расщепленный корень кедра из-за его высокой пластичности и прочности широко использовался у хантов и манси для изготовления предметов быта.

Дно у корзины тоже плелось из прутьев, расположенных параллельно друг к другу. В нашем случае дно не сохранилось, о его наличии свидетельствуют только несколько сохранившихся в нижней части корзины струганных прутьев.  В верхнем крае корзины сохранился фрагмент веревки, сплетенный из коры дерева. Веревкой корзина крепилась к крюку.

Крюк для “Дома поварешки” изготовлен из ствола тонкого дерева с естественной развилкой. Один конец длинный, другой короткий, расположен под углом. Поверхность очищена от коры и тщательно обработана. На длинном конце рукояти, вверху, имеется зарубка и привязан тонкий кожаный ремешок для крепления крюка к балке дома над камином-чувалом.

 

Приспособление для хранения черпаков. Лый хот
Молданов Кирилл Петрович
[ХМЭМ-1037-1]

Период создания: Первая половина XX века
Материал, техника: черёмуха, кедр (корень), дерево, выстругивание, плетение, ручное производство
Размер: высота 32 см, длина 29 см, ширина 24 см.
Место создания:
Тюменская область, Ханты-Мансийский АО-Югра, р-он Белоярский, стойбище Охат-юхан

 


Приспособление для хранения черпаков.
Крюк. Вангкреп
Молданов Кирилл Петрович
[ХМЭМ-1037-2]

Период создания: Первая половина XX века
Материал, техника: берёза, кожа, выстругивание, выделка, ручное производство
Размер: длина 37 см, ширина 10 см.
Место создания:
Тюменская область, Ханты-Мансийский АО-Югра, р-он Белоярский, стойбище Охат-юхан