О «возрождении традиционной культуры обских угров» уже сказано и написано столько, что всё прослушать и прочесть не хватит и человеческой жизни. Однако ж кто-то только призывает возрождать, зарабатывая на этом громкое имя и социальные дивиденды, а кто-то без лозунгов и суеты пытается реально сохранить наследие предков в наше чрезвычайно сложное для этого время. Один из таких скромных и незаметных трудяг – Михаил Михайлович Курлин (1956–2019).
Это был замечательный человек. В 1990-х гг. Михаил Михайлович работал старшим научным сотрудником в р.п. Берёзово, но в народной памяти он остался не своей деятельностью на этом поприще, а как один из героев обско-угорского Ренессанса – идейный вдохновитель и реаниматор святилища в Вежакарах (Ялпус – манс., Ёмвош – хант.). Это святилище, духовно объединяющее хантов и манси уже много десятилетий, к концу прошлого века стало приходить в запустение – обезлюдели окрестные деревни, ушли в мир иной знатоки обрядов и фольклора… Михаил Михайлович решил, что возрождение функционирования святого места будет способствовать духовной консолидации его соплеменников и единоверцев. И не только их. Как человек современных взглядов, объективно воспринимающий реалии сегодняшнего дня, он понимал невозможность и пагубность культурной самоизоляции коренных малочисленных народов Севера, видел выход в интеграции обско-угорской традиционной культуры в современную культуру Югры и России. И потому считал, что Вежакарское святилище должно привлечь к себе внимание не только хантов и манси, но также учёных и туристов – как отечественных, так и зарубежных. Об этом он говорил в статье «Пантеон языческих духов» в окружной газете «Новости Югры» (01.01.2001.).
Идея объединить сакральное пространство с профанным, построив в одном месте языческий храм, научный центр и музей, для территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была и остаётся абсолютно оригинальной и чрезвычайно актуальной. «Планируемый музей языческой религии – это место, где учёные, туристы, зарубежные гости могли бы познакомиться с духовной историей угорских народов, с обычаями и особенностями живущих здесь с давних времён людей», – писал М.М. Курлин. – «В истории коренных народов Сибири, в том числе хантов и манси, было два мрачных периода гонений на их духовную культуру. В начале XVII в., в процессе христианизации, уничтожались их культовые места и атрибуты; в начале XX в. это приняло более жестокие меры, когда от имени советской власти уничтожались не только святыни, но и люди – хранители обрядов. Конкретным примером является история с важнейшим социально-культовым центром манси и ханты, расположенным в деревне Вежакары, – Священным Городом. До 1940 г. там проводились общественные празднества – медвежьи игрища. На них в течение нескольких дней не только исполнялись религиозные обряды, но и воспроизводился богатый фольклор, уникальная драматическая и танцевальная культура. Зарубежные специалисты сравнивали их с фольклорно-сценическими празднествами Древнего Рима и Древней Греции».
Курлин не только говорил, но и делал. Когда вышла упомянутая статья, в Вежакарах уже стояли новые сооружения, возведение которых началось в 1998 г.
Вот как рассказал историю этого строительства сам Михаил Михайлович: «Большую помощь Вежакарам оказал глава администрации Октябрьского района Андрей Кириллович Куприянов. Мы – люди из Октябрьского, Белоярского, Берёзово – всем миром построили «Большой дом» и гостиницу. Сначала мы работали вчетвером: я, Николай Тарасович Костин и два его друга. Мне пришлось также «работать головой» – самому расчерчивать фундамент и пр. В приобретении стройматериалов большую помощь оказал Анатолий Иванович Райшев, в ту пору он являлся директором Департамента по вопросам малочисленных народов Севера и заместитель председателя правительства автономного округа. Однако часть материалов мы покупали на свои и пожертвованные нашими земляками средства… Ну, и, конечно же, Нуми Торум и высшие силы помогали нам в этом святом деле».
Научное обоснование возрождения святилища «Священный Город» в Вежакарах подготовила док. ист. наук Надежда Васильевна Лукина. Поддержку строительству оказали многие известные в округе люди – Анатолий Васильевич Вадичупов, Евдокия Андреевна Нёмысова, Геннадий Степанович Райшев, Евдокия Ивановна Ромбандеева, Митрофан Алексеевич Тебетев, Леонид Владимирович Юдин и др.
Михаил Михайлович вспоминал: «Был большой энтузиазм при строительстве. Это большое и хорошее дело, и я горд, что внёс в него свою лепту. Думаю, кто знает об этом строительстве, тот не забудет наш вклад».
В последние годы М.М. Курлин переехал в свой родной посёлок Ванзетур Берёзовского района. Там он и был похоронен. Мы же должны помнить и его, и тех, кто помогал нам, по выражению Михаила Михайловича, «обрести устойчивость и веру» в этом мире.
Н.К. Партанов, Я.А. Яковлев