М.М. Курлин. 2018 г.

О «возрождении традиционной культуры обских угров» уже сказано и написано столько, что всё прослушать и прочесть не хватит и человеческой жизни. Однако ж кто-то только призывает возрождать, зарабатывая на этом громкое имя и социальные дивиденды, а кто-то без лозунгов и суеты пытается реально сохранить наследие предков в наше чрезвычайно сложное для этого время. Один из таких скромных и незаметных трудяг – Михаил Михайлович  Курлин (1956–2019).

Это был замечательный человек.  В 1990-х гг. Михаил Михайлович  работал старшим научным сотрудником в р.п. Берёзово, но в народной памяти он остался не своей деятельностью на этом поприще, а как один из героев обско-угорского Ренессанса – идейный вдохновитель и реаниматор святилища в Вежакарах (Ялпус – манс., Ёмвош – хант.). Это святилище, духовно объединяющее хантов и манси уже много десятилетий, к концу прошлого века стало приходить в запустение – обезлюдели окрестные деревни, ушли в мир иной знатоки обрядов и фольклора…  Михаил Михайлович решил, что возрождение функционирования святого места будет способствовать духовной консолидации его соплеменников и единоверцев. И не только их. Как человек современных взглядов, объективно воспринимающий реалии сегодняшнего дня, он понимал невозможность и пагубность культурной самоизоляции коренных малочисленных народов Севера, видел выход в интеграции обско-угорской традиционной культуры в современную культуру Югры и России. И потому считал, что Вежакарское святилище должно привлечь к себе внимание не только хантов и манси, но также учёных и туристов – как отечественных, так и зарубежных. Об этом он говорил в статье «Пантеон языческих духов» в окружной газете «Новости Югры» (01.01.2001.).

Идея объединить сакральное пространство с профанным, построив в одном месте языческий храм, научный центр и музей, для территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была и остаётся абсолютно оригинальной и чрезвычайно актуальной. «Планируемый музей языческой религии – это место, где учёные, туристы, зарубежные гости могли бы познакомиться с духовной историей угорских народов, с обычаями и особенностями живущих здесь с давних времён людей», – писал М.М. Курлин. – «В истории коренных народов Сибири, в том числе хантов и манси, было два мрачных перио­да гонений на их духов­ную культуру. В начале XVII в., в процессе хри­стианизации, уничтожа­лись их культовые места и атрибуты; в начале XX в. это приняло более жестокие меры, когда от имени советской власти уничтожались не только святыни, но и люди – хра­нители обрядов. Конкрет­ным примером является история с важнейшим социально-культовым центром манси и ханты, расположенным в дерев­не Вежакары, – Священ­ным Городом. До 1940 г. там проводились обще­ственные празднества – медвежьи игрища. На них в течение нескольких дней  не только ис­полнялись ре­лигиозные обряды, но и воспроизводился богатый фольклор, уникальная драматическая и танце­вальная культура. Зару­бежные специалисты сравнивали их с фольклорно-сценическими празднествами Древнего Рима и Древней Греции».

Курлин не только говорил, но и делал. Когда вышла упомянутая статья, в Вежакарах уже стояли новые сооружения, возведение которых началось в 1998 г.

Старый и новый «Большой дом». Д. Вежакары. 2014 г. Фото: Н.К. Партанов

Дом для проживания приезжих на святилище. 2014 г. Фото: Н.К. Партанов

 

А.К. Куприянов

А.И. Райшев

Вот как рассказал историю этого строительства сам Михаил Михайлович: «Большую помощь Вежакарам оказал глава администрации Октябрьского района Андрей Кириллович Куприянов. Мы – люди из Октябрьского, Белоярского, Берёзово – всем миром построили «Большой дом» и гостиницу. Сначала мы работали вчетвером: я, Николай Тарасович Костин и два его друга. Мне пришлось также «работать головой» – самому расчерчивать фундамент и пр. В приобретении стройматериалов большую помощь оказал Анатолий Иванович Райшев, в ту пору он являлся директором Департамента по вопросам малочисленных народов Севера и заместитель председателя правительства автономного округа. Однако часть материалов мы покупали на свои и пожертвованные нашими земляками средства… Ну, и, конечно же, Нуми Торум и высшие силы помогали нам в этом святом деле».

 

Научное обоснование возрождения святилища «Священный Город» в Вежакарах подготовила док. ист. наук Надежда Васильевна Лукина. Поддержку строительству оказали многие известные в округе люди – Анатолий Васильевич Вадичупов, Евдокия Андреевна  Нёмысова, Геннадий Степанович  Райшев, Евдокия Ивановна  Ромбандеева, Митрофан Алексеевич Тебетев, Леонид Владимирович Юдин и др.

Николай Тарасович Костин и Константин Калистратович Партанов проводят обряд Пурлахтыке (угощение духов-покровителей) в старом «Большом доме». Д. Вежакары Берёзовского р-на. 1995 г. Фото: Р.К. Бардина

Михаил Михайлович вспоминал: «Был большой энтузиазм при строительстве. Это большое и хорошее дело, и я горд, что внёс в него свою лепту. Думаю, кто знает об этом строительстве, тот не забудет наш вклад».

В последние годы М.М. Курлин переехал в свой родной посёлок  Ванзетур Берёзовского района. Там он и был похоронен. Мы же должны помнить и его, и тех, кто помогал нам, по выражению Михаила Михайловича, «обрести устойчивость и веру» в этом мире.

Н.К. Партанов, Я.А. Яковлев