«Загадочно смотрят семь идолов на кострище перед капищем. Капище белое. И ножка его белая. И лесенка белая. Не успели еще почернеть от времени. Срубили капище вместе с идолами недавно. У всех у них были разные головы, разные лица. Выше всех семиголовый. Так и кажется, что он будет больше всех орать и требовать жертв. А за капищем, в сторонке, стоит восьмой. Самсай – его имя. Стоит в тени, как притаившийся наблюдатель. Куда устремлены его глаза? На идолов? Или на тех, кто придет сюда? Кто они будут? Огнепоклонники, строители, разрушители, хранители духовных богатств прошлого, любопытные туристы или просто бездушные наблюдатели?»

Этот поэтический образ создал Юван Шесталов в своей статье «Торум Маа – быть!»1 и посвящен он одному из значимых объектов регионального этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» – СВЯТИЛИЩУ.

Святилища в составе музейных комплексов, особенно в музеях под открытым небом, явление нечастое, но имеющая место быть практика. Причем святилищ, обозначенных не храмовыми сооружениями, а скульптурой религиозного назначения – идолами. Назовем некоторые. В неприметном внутреннем дворике Кунсткамеры, вокруг клумбы, словно вокруг ритуального капища, находятся статуи идолов из Южной Колумбии, вид которых никого не оставляет равнодушными. В этом году в годовщину открытия укрепленного поселения Аркаим, в историческом парке Музея-заповедника «Аркаим» в Челябинской области возле жилищ каменного века была установлена аллея деревянных идолов. Точные копии изваяний из священного амбара святилища Ай-ега-ики хантыйского рода Совкуниных, вырубленные из цельного ствола дерева вошли в экспозицию музея реки Оби.

Семь деревянных ритуальных скульптур, семь идолов и капище – священный амбар для приношений созданы и в Ханты-Мансийске. Эти первые экспонаты музея-заповедника «Торум Маа» («Небесная земля») появились 12 сентября 1987 года.

Баннер, размещенный рядом с идолами, кратко поясняет его происхождение и значение:

«СВЯТИЛИЩЕ

Святость жертвенного места и местонахождения духа проявляется как в названии, так и в отношении к этому месту. На протяжении реки Оби по Ханты-Мансийскому округу много всеобщих, особо значимых святых мест: Вежакоры, Калтысяны, Войтехово и т.д.

Из встречающихся на святых местах вещей важнейшими являются идолы, амбарчики на сваях для духов. На некоторых есть по несколько духов целая семья – отец, мать, дитя и прислуга. Так, общество духов может быть весьма многочисленным, особенно у северных остяков – хантов.

Священный уголок с композицией из семи идолов заслуженного художника Г.С. Райшева и священным амбарчиком, срубленным Н.Л. Волдиным за годы существования музея «Торум Маа» завоевал истинное уважение и почитание как у представителей коренной национальности Ханты-Мансийского округа, так и у жителей города и многочисленных гостей других национальностей. Люди сюда идут с дарами, тканями, ленточками и даже ценными шкурками. Ханты и манси здесь нашли место поклонения духу реки Оби Ас тый Ики, которое находилось когда-то в районе поселка Белогорье. Здесь они проводят церемонии жертвоприношения».

17 июня – решением Ханты-Мансийского исполкома для строительства этнографического музея под открытым небом «Сат суй» («Семь холмов») выделено 15 га земли. Но именно день 12 сентября 1987 года в хронике Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» занимает особое место.

12 сентября состоялся субботник по созданию музея под открытым небом, музея-мастерской, музея творчества и отдыха ханты-мансийцев и гостей города. За время субботника был забит первый колышек, возведено капище, поставлено 8 деревянных скульптур, возведен сарай.

«Семь изваяний Духов Предков, сотворенных Геннадием Райшевым по заказу директора Дома творчества Ювана Шесталова» – с такой подписью в книге Ювана Шесталова «Шаманские тайны откровения слова «Русь» опубликована фотография идолов, сделанная в день открытия музея Торум Маа в 1987 году (Ханты-Мансийск, 2011. – С.176).

В рабочем дневнике Ювана Шесталова, который хранится в фондах музея «Торум Маа», первая запись о субботнике появилась 2 сентября 1987 года. В числе запланированных на этот день дел (дословно): «Провести окружной субботник средства на создан… этнографич… музея». А далее – перечень предприятий и организаций, видимо – участников будущего субботника.

Следующие краткие записи посвящены организации строительства музея и подготовке к субботнику:

2 сентября – «нужен сторож»;
7 сентября – «договориться о деньгах (командировка) Пионтека, Райшева»;
8 сентября – «5. Доски, стропила»;
10 сентября – «грузовые машины»…

Здесь же, 10 сентября – наброски плана работ на субботник:

1. Огородить территорию
2. Несколько деревянных скульптур
3. Хотя бы одну постройку перенести
4. Поставить символический чум
5. Чум из шкур
6. Элементарно продажа сувениров
7. Чай
8. Элементарно открытку об открытии музея
9. Марку
10…

Среди работ, намеченных на субботник – «несколько деревянных скульптур». Для их выполнения в Ханты-Мансийск был приглашен Геннадий Степанович Райшев. Об этом запись в рабочем дневнике Ювана Шесталова за 21 декабря 1987 года:

«По многим причинам известный хантыйский, знаменитый хантыйский художник Геннадий Степанович Райшев не живет в Ханты-Мансийске… Но душа его – на земле предков. И когда я позвал его срубить изображения наших идолов, скульптурные изображения духов-предков – он откликнулся. И приехал. Хотя был тяжело болен. Прямо из больницы приехал».

В научном архиве музея сохранились воспоминания Геннадия Степановича Райшева, записанные в 2010 году Н.К. Партановым:

«В тот период руководителем окружного Дома народного творчества был Иван Николаевич Шесталов. Он говорит мне: «Там надо что-то сделать…». Я отвечаю: «Хорошо!». Посмотрел много литературы, все, что связано с идолами. Мне понравилась книга этнографа Иванова, который представил все типы скульптур, не только угро-финнов. Поэтому я решил еще раз пересмотреть идеи и найти возможность сделать комплекс работ, связанных с тем, как люди относились к своей скульптуре. За которыми они много видели, скульптурным изображениям которых поклонялись, что-то у них просили…». Позднее эти воспоминания были опубликованы в журнале «Северяне»2.

Наталья Николаевна Федорова, искусствовед, одна из инициаторов создания Мастерской художника в Ханты-Мансийске, заведующая научно-экспозиционным отделом Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева, в которой она работает по приглашению самого художника с 2011 года, в разговоре о монументальной скульптуре в творчестве Г.С. Райшева, ее истоках, сетовала, что мастер не обсуждал с ней подробностей созданий идолов в музее «Торум Маа». При этом она предположила: если бы об этом шла речь, обращение к исследованиям и идеям этнографа Сергея Васильевича Иванова Геннадий Степанович бы подтвердил. Приведем несколько цитат из монографии С.В. Иванова «Скульптура народов Севера Сибири XIX – первой половины ХХ в.» (Л., 1970), подтверждающих эту гипотезу: «… религиозную скульптуру хантов и манси подразделяли на две группы: в одну включали «общественных идолов», в другую — «семейных» (или «домашних»). К первым относили более крупные по размерам антропоморфные фигуры, стоявшие в лесах и пользовавшиеся почитанием у значительных групп населения, ко вторым — небольшие фигуры, также большей частью антропоморфные, принадлежавшие отдельным семьям и хранившиеся в жилищах или в небольших амбарчиках» (указанное издание, с. 17).

«У антропоморфных деревянных фигур оформляли главным образом голову, туловище же представляло собой, по-видимому, простой обрубок древесного ствола… Фигуры стояли около деревьев в особых помещениях (шалаши, «кумирни», «теремки», амбарчики, «будки») и были нередко парными — одна изображала мужчину, другая женщину. Вокруг них висели и лежали разного рода вещи, так называемый приклад: меха, одежда, луки, колчаны, котлы, посуда, роговые табакерки и другие предметы. В особо важных случаях общественные жертвоприношения совершались с участием шаманов» (там же, С.18).

Именно «общественные идолы» созданы художником в музее «Торум Маа» и их лики сегодня взывают к духам предков, духам земли Югорской.

Продолжим цитировать воспоминания Геннадия Степановича Райшева:

«Круг божеств ханты широк: от общинных духов – хозяев воды, леса, промысловых угодий, до самых сильных всеобщих богов. Поэтому я решил сделать комплекс работ одноголовых скульптур и «семиголовика» – идола, на котором высечены семь лиц, одно над другим. Начальный божок – он широколицый – олицетворяет маленького, бытового человека; последний идол с удлиненной головой возвышается над остальными, смотрит на небо. Я хотел, чтобы люди видели, как перерождаются мысли от мелких, бытовых к возвышенным.

Идолов вырубили с Леонидом Юдиным (из Шеркал Октябрьского района). Вооружились топорами, пилой, нашли в лесу сухостой. Эскизы у меня были в маленьком деревянном изображении, топором да долотом мы снарядили эти скульптуры. Много лет спустя, когда основания идолов обветшали, были сделаны их копии из дерева»3.

«Эскизы в маленьком деревянном исполнении»! Не о них ли писал в своем дневнике Юван Шесталов: «Рубить сам не мог. Но мыслить творчески, нарисовать, сделать эскизы – мог»? 6 листов с эскизами идолов, с размерами, краткими пометками и указаниями по их исполнению сохранились в архиве музея и выявлены недавно. Эскизы не имеют подписи их автора. Но то, что они принадлежат руке Геннадия Степановича Райшева, подтвердила Н.Н. Федорова. Сегодня мы публикуем их впервые.

«Эскизы в маленьком деревянном исполнении». А были ли они в том самом маленьком деревянном виде? Об этом пока ничего не известно. Если бы они сохранились, они стали бы уникальными предметами музейного собрания «Торум Маа». Увы…?!

Исследования продолжаются.

А действующее и признанное коренными жителями Югры святилище в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа», созданное самобытным и масштабным художником, унаследовавшим мифологическое мышление северного народа, мир его сказок, легенд и суеверий, заслуженным художником России Геннадием Степановиче Райшевым, привлекает своих посетителей. Идолы – эти антропоморфные фигуры всеобщих и местных духов, которые отражают представления обских угров о мироздании, основополагающие категории бытия – представления о добре и зле, здоровье, благополучии, жизни и смерти. Посещение этого места – это возможность почувствовать себя в данном обществе, в данном пространстве людей. Здесь собирается вся семья, или весь род, и видно, в чём наша общность, и сколько нас осталось. Здесь волей-неволей думаешь о своей жизни и завтрашнем дне.

«Очень важно иметь свое место, с которого можно обозревать землю и иметь связь с космосом» – еще одна цитата, записанная со слов художника и опубликованная в одной из статей Натальи Николаевны Федоровой4. Именно такое место связи человека традиционного с космосом, с миром духов Земли Югорской создано Мастером в музее «Торум Маа».

12.09.2023
Э.П. Сургутскова


[1] Шесталов Юван. «Торум Маа» – быть! // Шесталов, Юван. Крик журавля. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. – С. 201.

[2] Партанов Н.К. От бытового к возвышенному // Северяне. – 2019. – №3. – С. 48-49. То же:  http://libraries-yanao.ru/elektronnye-resursy/elektronnaya-biblioteka/periodiks/pdf/Severjane/Северяне.pdf

[3] Партанов Н.К. От бытового к возвышенному // Северяне. – 2019. – №3. – С. 48-49.

[4] Федорова Н.Н. Горизонты пространств Геннадия Райшева // https://depcultura.admhmao.ru/yubiley-yugorskogo-khudozhnika-g-s-raysheva/2565538/statya-gorizonty-prostranstv-gennadiya-raysheva/