От первого лица. Тамара Александровна Клименова:
«Наш музей строился для потребностей народа»

Тамара Александровна Клименова – сотрудник музея «Торум Маа» с 1989 по 2008 г.  (в том числе директором – с 1997 по 2008 г.) . Ханты. Родилась в 1959 г. Окончила восьмилетнюю национальную школу в п. Нижние Нарыкары Октябрьского р-на, затем Ханты-Мансийское  педагогическое училище и Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.

Т.А. Клименова. Г. Ханты-Мансийск. 2011 г. Фото: Н.К. Партанов

Т.А. Клименова. Г. Ханты-Мансийск. 2011 г. Фото: Н.К. Партанов

Всю свою сознательную жизнь я мечтала работать в школе, учить детей. И для достижения этой цели я девять лет своей жизни отдала получению профессии педагога – сначала в училище, потом в институте. Но по возвращении в Ханты-Мансийск вакансий в школах не было, и в 1989 г. мне пришлось идти работать в Дом народного творчества. Директорствовал там в то время Александр Георгиевич  Бардин. При этом учреждении в качестве отдела и существовал будущий Этнографический музей «Торум Маа», где я начала свою музейную деятельность.

Когда окружной отдел культуры выступил с инициативой выделить отдел Дома народного творчества в самостоятельное музейное учреждение, Александр Георгиевич сразу предложил мне место директора. Но я, подумав, отказалась. Во-первых, дети были ещё малы и требовали много времени. Во-вторых, смущал слишком малый опыт музейной деятельности, а я считала тогда и считаю сегодня, что право быть руководителем имеет только состоявшийся в этой профессии специалист. И я отказалась. Первым директором тогда стала Реональда Степановна Ользина.

С ней я работала до 1992 г. В этом году родился мой сын Евгений, и мне пришлось покинуть музей. Однако именно эти начальные годы стали периодом моего становления в качестве музейного специалиста. Я не только приобрела навыки работы с музейными предметами (определение их исторической и этнографической ценности, музейного статуса, документального оформления), но и поняла главное – роль и значимость этнографического музея в изучении и сохранении традиционной культуры вообще и «Торум Маа» в частности.

Потом пришел другой директор – Лазарев. Я уволилась.

После него на должность директора пригласили меня, и я проработала в этом качестве больше десяти лет.

С первой проблемой, с которой я столкнулась, стала проблема профессиональных кадров. Среди коренных жителей было много обладателей педагогических и медицинских дипломов, но не было специалистов-музейщиков. Поэтому я стала просто присматриваться к людям, которые способны если не исследовать нашу культуру, то достойно её презентовать и талантливо транслировать. Первой, кого именно в таком качестве я пригласила в музей, была Зоя Никифоровна Лозямова, её я знала ещё по общей работе в окружном Доме народного творчества. Она была уже на пенсии, долго отказывалась, но я её уговорила, и так у нас появился специалист по культуре казымских ханты. Потом в штат вошёл и знаток культуры северных манси – Анфиса Михайловна Хромова. У неё уже был приличный стаж и опыт профильной деятельности – в своём п. Сосьве Берёзовского района она организовала этнографический музей «Най Отыр Маа», действующий поныне. А когда она переехала на жительство в Ханты-Мансийск, я пригласила её на работу в наш музей. Потом я нашла и других, кто, на мой взгляд, мог быть полезным «Торум Маа»: беседовала с ними, кого-то заинтересовывала, кого-то убеждала…

Музейный семинар «Изготовление утвари из корня кедра» (7–11 августа 2000 г.). Слева направо: Лилия Евгеньевна Ляпина, Александр Константинович Матюков, Анфиса Михайловна Хромова, Тамара Александровна Клименова, Василий Геннадьевич Никонов (из п. Кышика Ханты-Мансийского р-на). Фото: Р.К. Бардина

Музейный семинар «Изготовление утвари из корня кедра» (7–11 августа 2000 г.). Слева направо: Лилия Евгеньевна Ляпина, Александр Константинович Матюков, Анфиса Михайловна Хромова, Тамара Александровна Клименова, Василий Геннадьевич Никонов (из п. Кышика Ханты-Мансийского р-на). Фото: Р.К. Бардина

Однако я понимала, что музею необходима научная составляющая, что наших сотрудников надо обучать именно музейному делу. Для выполнения первых музейных проектов Р.С. Ользина привлекала специалистов из Российского этнографического музея – научного сотрудника  отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока Ирину Альфредовну Карапетову и заведующую отделом  Карину Юрьевну  Соловьёву. К ним я и обратилась с просьбой, если можно так выразиться, о шефской помощи. И они с удовольствием откликнулись на наше обращение: познакомили меня с составом фондов этнографического музея, показали мне условия их хранения, передали программу комплектования.

Откликнулась на предложение о сотрудничестве и одна из ведущих отечественных угроведов, работающая в Кунсткамере Елена Геннадьевна Фёдорова. Она с нашими сотрудниками Натальей Ивановной  Величко[i] и Ниной Петровной Вынгилевой ездила в командировки и экспедиции, обучала их методике полевой этнографической работы.

Так в нашем «Торум Маа» появилось и окрепло такое важнейшее направление музейной деятельности как научная работа. Соискательство у Е.Г. Фёдоровой оформила Н.П. Вынгилева. Кандидатскую диссертацию на тему «Этносоциальная история обских и нижнесосьвинских манси в конце XVIII – начале XXI вв.» защитила наша сотрудница Раиса Калистратовна Бардина. При мне кандидатом наук стал Александр Константинович Матюков – мой заместитель по научной работе.

Гюльнара Султанхмедовна Партанова, Раиса Калистратовна Бардина и Тамара Александровна Клименова. Г. Ханты-Мансийск. 2014 г. Фото: Н.К. Партанов

Гюльнара Султанхмедовна Партанова, Раиса Калистратовна Бардина и Тамара Александровна Клименова. Г. Ханты-Мансийск. 2014 г. Фото: Н.К. Партанов

Результаты научной деятельности мы оформляли в виде печатной продукции. В основном это были многочисленные буклеты, которые мы выпускали к праздничным датам округа. Но тогда же (в 2005 г.) вышло и очень важное для музейной работы издание – каталог «Традиции, сохранённые веками. Уникальные коллекции фондов этнографического музея «Торум Маа»». В этом проекте самое деятельное участие приняла Н.П. Вынгилева.

Самое большое внимание мы уделяли детским экскурсионным, развивающим, образовательным программам. Мы не противопоставляли нашу культуру хантов и манси другим культурам, не замыкались в своей национальной скорлупе, а стремились показать красоту и своеобразие своей культуры. А показать своеобразие можно только в сравнении. Поэтому у нас был большой проект, участниками которого являлись ребятишки всех национальностей, а не только дети из хантыйских или мансийских семей. Сначала они ходили на занятия и погружались в культуру обских угров. Потом была поездка в Удмуртскую республику, где наших детей познакомили с программой: «Кто такие финно-угры?». И, наконец, их вывезли на стойбище «Мань ускве» («Маленький городок») рядом с п. Саранпаулем Берёзовского района. В итоге участники этой программы делали самостоятельный этнографический проект на сравнительном анализе культур славянских и финно-угорских народов.

Это мероприятие я до сих пор считаю крайне важным и общественно полезным для нашего многонационального и мультикультурного автономного округа.

Надо дополнительно отметить, что тогда – как сейчас говорят, «в нулевые годы» – мы очень плодотворно работали с финно-угорскими территориями России. Мы часто бывали у них, и они приезжали к нам.

Традиция музейных мастер-классов тоже была заложена в те годы.

Многим приходилось заниматься, обо всём и не расскажешь. Даже пытались кино снимать. Правда, этот первый блин получился комом, и нас критиковали.

Были успехи, были и неуспехи. Были достижения, были и проблемы. Но все трудности преодолевались работой!

Не могу умолчать о том, что не всегда наша деятельность получала поддержку и понимание властей. Некоторые относились к нашей культуре как к второстепенному материалу, не столь важному в общественной деятельности, в брендировании автономного округа. Было даже откровенное хамство (например, из отдела внешних экономических связей). Но постепенно в общественном сознании гуманитарная миссия нашего музея укреплялась всё прочнее и прочнее, потому что поток посетителей наших экскурсий всё увеличивался и увеличивался, потому что всех именитых гостей губернатор вёл именно в «Торум Маа», потому что в презентациях округа и в стране и за рубежом наши этнографические выставки неизменно вызывали самый жгучий интерес.

…Наш музей строился для потребностей народа. У коренных жителей автономного округа есть потребность, как говорится, «себя показать». У остальных, здесь живущих, и гостей Югры есть жгучий интерес «других посмотреть» – древнюю и самобытную культуру обских угров. Музей «Торум Маа» как раз и создавался для удовлетворения двух этих потребностей.

Что меня сегодня радует, так это тот несомненный факт, что музей живёт и развивается, что все наши начинания продолжаются. Не прекращается комплектование музейных фондов. Первые семинары прошли при мне – они действуют и сейчас. Начало традиции громко отмечать национальные праздники обских угров на музейной территории было положено ещё до меня. Мы отыскивали забытые праздники, вводили их в практику музейной деятельности – и сегодня все жители округа знают и «Вороний день», и Обряд приношения Луне «Тылащ пори». Эти праздники не только возродились в нашей обско-угорской культуре, но и обогатили современную культуру Югры. Мы начали издательскую деятельность – сейчас она активно продолжается на более качественном уровне…

История музея насчитывает уже три десятилетия. Она многостранична. И я счастлива, что часть этих страниц была написана моими коллегами и мною.

Записано в июле 2023 г.
Н.К. Партановым
(г. Ханты-Мансийск)

Литературная обработка: Я.А. Яковлев


[i] Сейчас Наталья Ивановна Величко – доцент кафедры гуманитарных дисциплин автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».