В прошлом манси не образовывали крупных поселений, а жили разрознено в нескольких километрах друг от друга. Это помогало им избегать больших потерь при военных столкновениях и эпидемиях. Названия поселений обычно состояли из двух частей. Первой частью служило родовое имя жителей (Пеликовы, Пакины, Самбиндаловы и т. д.), второй – слово пауль, которое можно перевести как «деревня», и которое применялось даже при численности в поселения в одно-два жилища. Вторым механизмом образования ойконима (названия населённого пункта) было его соотнесение с каким-то заметным географическим объектом, чаще – водоёмом: Ясунт, Кимкясунт и т. д.

Тип поселения и жилища обусловлен типом хозяйства. На территории расселения манси – на севере Западной Сибири и в лесном Зауралье – «по характеру осёдлости или степени кочевания» историки и этнографы в позднесредневековую эпоху и в XVII–XIX вв. выделяют несколько типов мансийских поселений, который характерны для оседлого населения. Их характеризуют как «поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства)». К началу XX в. по рекам Оби, Иртышу, Конде, Северной Сосьве оформился новый тип базовых поселений, который представлял собою усадьбу из жилого дома (наземный сруб с двухскатной крышей на коньковом стояке) и ряда хозяйственных построек: летней кухни (парт кол), амбара на высоких опорах (сумьях), хлебной печи (кур), ледника (ампар), крытой постройки для скота (мис кол).

Бережное отношение к жилым постройкам – одна из особенностей характера обских угров. Считалось: если сохранился, хотя б один угол постройки, или горит огонь в очаге, жизнь дома не закончилась. Жилое пространство одушевлялось, и из этого следовало, что и к строениям требовалось относиться, как к живому существу – с почтением, благодарностью и осторожностью. Живое существо без необходимости нельзя убивать – и потому старое жильё даже после возведения нового ни в коем случае не разрушали, а ждали его «естественной смерти» – руинирования. Живое существо нельзя бросать на произвол судьбы – и при переезде на новое место жительства старый дом разбирали и перевозили с собой.

Наш дом в д. Ёлка-Шапка, перевезённый из д. Сыгары. 1960-е гг.

Наш дом в д. Ёлка-Шапка, перевезённый из д. Сыгары. 1960-е гг.

Манси могут менять место поселений, перемещаться с одной реки на другую, и в то же время постоянно оставаться в родных стенах. Наша семья Партановых около своего дома в д. Ёлка-Шапка. Слева направо: Никита, Юрий, Константин и Калистрат Прокопьевич. 1965 г.

Манси могут менять место поселений, перемещаться с одной реки на другую, и в то же время постоянно оставаться в родных стенах. Наша семья Партановых около своего дома в д. Ёлка-Шапка. Слева направо: Никита, Юрий, Константин и Калистрат Прокопьевич. 1965 г.

Так было и с нашим домом. Когда наша семья в 1965 г. переезжала из д. Сыгары в д. Ёлка-Шапка (Берёзовский р-н ХМАО), то взяла вместе с вещами и свой обжитый, родной дом. Его разобрали, перевезли и установили снова. Однако из-за ежегодных наводнений новое место оказалось малопригодным для жилья, и в начале 1980-х гг. было принято решение о переселении жителей Ёлки –Шапки в д. Новинские, которая стояла на более высоком участке. И на этот раз родители опять не бросили родной дом. Они говорили: «Он будет скучать без нас». Его снова разобрали и сплавили вниз по течению  р. Малой Оби в протоку Лопарскую, где находилась д. Новинские. Наверное, и на третьем месте жительства мы обретались бы всё в тех же родных стенах, если бы они сохранили прежнюю крепость. Увы, брёвна уже сильно подгнили, и на этот раз их пришлось использовать уже не на сруб, а на дрова.

Современная мансийская усадьба, построенная в 1993 г. по программе возрождения родовых угодий: уже возведены жилой дом, баня, строение для скота, туалет; вкопаны столбы для будущего лабаза. Глава родовой общины Константин Калистратович Партанов. Д. Сыгары Берёзовского р-на. 1996 г. Фото: Н.К. Партанов

Современная мансийская усадьба, построенная в 1993 г. по программе возрождения родовых угодий: уже возведены жилой дом, баня, строение для скота, туалет; вкопаны столбы для будущего лабаза. Глава родовой общины Константин Калистратович Партанов. Д. Сыгары Берёзовского р-на. 1996 г. Фото: Н.К. Партанов


Мансийский дом: хозяин Георгий Алексеевич Яркин, внешний вид, интерьер.
Д. Верхние Нарыкары Октябрьского р-на ХМАО – Югры. 2012 г. Фото: Н.К. Партанов

 

Мансийский дом: внешний вид. Д. Мулигорт Октябрьского р-на ХМАО – Югры. 2011 г. Фото: Н.К. Партанов

Мансийский дом: внешний вид. Д. Мулигорт Октябрьского р-на ХМАО – Югры. 2011 г. Фото: Н.К. Партанов

Интерьер мансийского дома не отличался разнообразием и состоял из устойчивого набора элементов. Совсем недавно – во второй половине прошлого века – этот набор был таким. Около входных дверей (ави сунт) располагалась полка для ёмкостей с водой (вит норма), а справа от входа – кирпичная печь (кур). Рядом с ней располагалась кухонная зона, главным предметом которой был стол (пасан). Вдоль стен раньше устраивались невысокие деревянные нары – спальные места. Они разделялись на мужские (хум пал) и женские (нэ пал) зоны.  Потом в посёлках нары уступили место кроватям с панцирными сетками. В центре дома обычно стоял большой стол, за которым устраивали праздничные застолья с гостями. В повседневные дни пищу принимали за кухонным столом. Всю мебель хозяева изготавливали сами.

Внешний вид, интерьеры, мебель и обстановка дома Лысковых. Д. Мулигорт  Октябрьского р-на ХМАО – Югры.
2014 гг. Фото: Н.К. Партанов

 

В дальних поселениях, где было мало приезжих, люди могли открыто обустраивать свой мансийский дом и пространство вокруг дома. Здесь оборудовали священную полку (мули сам) с культовыми предметами – и языческими, и православными. В поселениях со смешанным населением этого не делали: домашних духов хранили подальше от посторонних глаз – в священных сундуках (пупи ящик) на чердаке.

Священный угол (мули сам) в доме Лысковых. Д. Мулигорт  Октябрьского р-на ХМАО – Югры. 2014 г. Фото: Н.К. Партанов

Священный угол (мули сам) в доме Лысковых. Д. Мулигорт Октябрьского р-на ХМАО – Югры. 2014 г. Фото: Н.К. Партанов

С началом нефтегазодобычи в крае, неизбежным следствием которой стала урбанизация, очень многие коренные жители покинули свои обжитые веками паулы и переехали в новые города и крупные посёлки. И сегодня большинство национальных поселений оказались заброшенными. Там, где готовили еду матери, стучали топорами отцы, вязали сети старики, играли дети, мычали коровы, теперь стоят плотные заросли крапивы, маскирующие гнилые развалины построек. Однако, оказавшись в новых условиях, люди изо всех сил хотят сохранить свою этническую и культурную идентичность, остаться манси. Теперь они уже не имеют возможности создавать пространство для себя и своей семьи по традиционным нормам, но стараются хоть в какой-то мере приспособить уже созданную урбанизированную среду под каноны мансийского дома. Опыт показывает, что сохранять традиционную культуру – пусть даже в очень усечённом и деформированном формате – можно и в городской среде. Для этого, помимо желания самих людей сохранять верность своим культурным скрепам, необходимо моделирование некоего культурного формата.

Н.К. Партанов
(г. Ханты-Мансийск)

 Литературная обработка: Я.А. Яковлев