Важный элементом любой национальной культуры являются народные игры. Во-первых, именно в игровой деятельности максимально зримо и мощно проявляется национальный характер и психофизиологические особенности народа. Во-вторых, в игре происходит социализация ребёнка, его вхождение в культуру своего этноса. Поэтому культурологи и этнографы рассматривают игру как предшественника культуры, средство понимания и осуществления всей совокупности отношений между людьми. Наиболее ретивые адепты этой темы даже выделяют особое научное направление – «игрологию».

Мальчик с самодельной игрушкой «Бензопила». Восточные ханты. Верховья р. Тром-Агана. 2003 г. Фото: А.В. Заика. Из фондов Сургутского краеведческого музея Мальчик с традиционной игрушкой «Колесо». Восточные ханты. Бассейн р. Тром-Агана. 2007 г. Фото: А.В. Заика. Из фондов Сургутского краеведческого музея Стрельба из лука. Восточные ханты. Бассейн р. Тром-Агана. 2007 г. Фото: А.В. Заика. Из фондов Сургутского краеведческого музея Стрельба из лука. Восточные ханты. Бассейн р. Тром-Агана. 2007 г. Фото: А.В. Заика. Из фондов Сургутского краеведческого музея

Игровая культура обских угров достаточно многогранна. Одни игры направлены на познание окружающего мира, усвоение социальных норм и отношений, на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками будущего охотника, рыбака, оленевода, домашней хозяйки и т. д. Другие игры – прежде всего, различного рода головоломки – ориентированы на развитие интеллекта, логического мышления, усидчивости, памяти, внимания.

Помимо двух указанных крупных сегментов игровой культуры хантов, существует ещё одна, уже выходящая за границы реального мира. Такие игровые действия можно назвать играми-гаданиями или играми-предсказаниями. Некоторые из них были записаны во время экспедиции 2003 г. к ханты бассейна р. Тром-Агана (Сургутский район ХМАО-Югры).

«Угольная голова»

Это гадание на палочке и кусочке угля. На небольшой палочке ножом нарезают стружки; одним концом её втыкают в землю, а другой конец заостряют. На острие укрепляют уголёк – это и есть «угольная голова». Затем эту нехитрую конструкцию поджигают, произнося при этом определённое условие. Например: «Угольная голова, если завтра отец разрешит мне выстрелить из его ружья, то наклони голову (упади) вправо». Стружки быстро прогорают, и уголёк падает. В зависимости от направления этого падения и истолковывается предсказание.

Очень похожая по форме игра-гадание была ещё недавно широко распространена среди подростков по всему СССР. Нужно было зажечь спичку и, держа её вертикально, быстро спросить: «Где живёт моя невеста (мой жених)?». Изгибание верхнего конца спички указывало нужное направление.

«Огненный конь»

Изображение хозяйки огня Най-ими. Из фондов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника

Для этой игры-гадания делается «огненный конь»: сначала не до конца расщепляется щепка или узкая досточка (по типу рогатки), а потом в эту щель вставляется палочка с нарезанными на её середине тоненькими стружками. Их-то и зажигают со словами-условиями предсказания. Если событие происходит в постройке, могут, к примеру, сформулировать такое условие: «Огненный конь, если завтра я поймаю большую нельму, пусть сейчас твоя стрела полетит в сторону порога». При игре-гадании на открытом пространстве, условие, конечно же, менялось в соответствии с реалиями: «Огненный конь, если в этом году меня придут сватать, пусть твоя стрела полетит сейчас к дороге».

Обе представленные сейчас игры-предсказания связаны едва ли ни с самой сакральной субстанцией всех культур мира – с огнём. Участники полагают, что они получают ответы на свои вопросы от мудрой Най-ими / Най-анки («Огня женщины» / «Огня хозяйки»). В пантеоне обских угров это самый почитаемый женский персонаж. Она является покровительницей и олицетворением доброго домашнего огня. Она обогревает, охраняет и очищает дом и домочадцев, может предупредить об опасности или предсказать какое-либо событие, «разговаривая» с человеком потрескиванием пламени. Чтобы не оскорбить богиню, в огонь нельзя бросать мусор, а чтобы случайно не причинить ей боль, дрова в очаг необходимо класть осторожно. Если случается в огонь подкладывать бумажки, фантики от конфет, солому, то говорят: «Извини, что мы тебе это даём. Это не мусор, это игрушки для твоих детей». Считается, что во время игры-гадания именно Най-ими «оживляет», «даёт дыхание» «Угольной голове» и «Огненному коню» – и потому предсказание сбывается.

Традиционная игрушка «Вертушка». Восточные ханты. Бассейн р. Тром-Агана. 2000-е гг. Из фондов Сургутского краеведческого музея Связка ножей в ножнах. Игрушка. Восточные ханты. Бассейн р. Тром-Агана. 2000-е гг. Из фондов Сургутского краеведческого музея

Беспарная чёрточка

Существуют также игры-гадания, основанные на принципе «парности» и «непарности».

Одну из них можно назвать интуитивным черчением. Её обычно применяют в случае, если кто-нибудь долго не возвращается домой. Сидя опять же перед огнем, не считая, рисуют палочкой по золе черточки, приговаривая при этом: «Беспарный, Беспарный, если отец завтра вернётся с охоты, то пусть у меня останется одна беспарная чёрточка». Если при подсчёте так и происходит, то загаданное должно сбыться.


Беспарная палочка

Эту игру не только дети, но и взрослые часто воспринимают как некое волшебство. Она и впрямь завораживает своей необъяснимостью, подчинением воле человека каких-то таинственных сил.

Для игры необходима пара участников с 15 небольшими палочками.

Один из игроков вытягивает руки и растопыривает пальцы: можно при этом руки держать на весу, но удобнее всё же положить их на поверхность. Напарник по игре поочерёдно вкладывает ему между пальцами по паре палочек, которые тут же зажимаются. Получается, что в семи межпальцевых пространствах зажато по две палочки, а в восьмом (последнем) – одна.

Затем тот же игрок, который распределял ныне зажатые меж пальцами палочки, начинает собирать их обратно. Но уже не в одну руку, как они были у него прежде, а в две руки: из каждой пары одну палочку он берёт левой рукой, другую – правой. И только последняя – одиночная – палочка попадает в какую-то одну руку. Один пучок палочек вынимавший их игрок оставляет у себя, другой передаёт напарнику, у которого освободились руки.

И вот тут начинается волшебство. Тот игрок, которому достался пучок палочек с непарным экземпляром, говорит: «Непарный, уходи!». Другой же игрок, получивший пучок только из пар, должен произнести: «Непарный, приходи!». После этого палочки пересчитываются. И что же? У того, кто получил только палочки из прежних пар, теперь оказывается их нечётное число. И, наоборот, в том пучке, куда вошла прежде одиночная палочка, теперь присутствует чётное число!

Есть вариант этой же игры с тремя участниками – двумя игроками и одним ведущим.

А кто не понял механику действий из этого текста, может посмотреть ролик волшебного перехода нечётного числа в чётное вот по этой ССЫЛКЕ.

Прекрасная игра для детей, в том числе и на музейных мероприятиях.

О.В. Стародубова (Сургутский краеведческий музей)
Я.А. Яковлев (музей «Торум Маа»)