Две работы из фондов двух музеев объединены общим названием «В избе среднеобского ханты.  XIX век». Они – небольшая иллюстрация, отображающая процесс подбора художником материала для картины. «Выполнил пять незаконченных карандашных эскизов – похоже, изучал быт хантыйской семьи», – так Митрофан Алексеевич писал о ходе этой работы.

На эскизе мы будто смотрим на театральную декорацию, на которой будет разворачиваться действие. Начинает художник с общего решения, затем переходит к изображению отдельных предметов (окно, печь, черкан, стол). Общий вид интерьера решен как сценическое пространство с четким размещением предметов: столом в центре, печью в углу, охотничьими атрибутами на стенах.

На готовом холсте – воплощение режиссерского замысла: «В этой картине я показываю быт среднеобских хантов XIX века», так писал Митрофан Алексеевич об этой работе. Именно картины о жизни и быте народов Севера принесли успех Митрофану Тебетеву.

Картины:

Тебетев Митрофан Алексеевич. «Изба средне-обского ханты середина XIX века».  1986 г.
Эскиз. Картон, масло. 23,5х21
Фонд филиала МБУК «КИЦ» – «Шеркальский этнографический музей»

 

Тебетев Митрофан Алексеевич. «В избе среднеобского ханты. ХIХ век». 1986-1988 гг. Холст, масло. 80х94
Фонд Берёзовского районного краеведческого музея.

«В этой картине я показываю быт среднеобских хантов XIX века. Выполнил пять незаконченных карандашных эскизов – похоже, изучал быт хантыйской семьи. Изобразив в углу чувал, я даю понять зрителю, что ханты в прошлые века не делали кирпич для печи. Широкие нары – для сна всей семьи, над ними онтып (люлька)  для новорожденного ребенка. В избе есть большой сундук, для сидения стоят в разных местах скамейки. На стене у входной двери  нередко можно увидеть хомут и сбрую – среднеобские ханты «лошадные». В избе лежит собака-лайка охотничья. Я изобразил женщину с детьми: один мальчик играет, лежа на полу, другой ходит с луком и стрелой, показывая, – он охотник. На нарах отдыхает взрослый мужчина, хозяин семьи».

Тебетев М.А. Лохтоткурт : пер. с хант. [альбом]. – Тюмень: 2005. – С. 36.

Больше работ на странице проекта