«Старика волшебника одевают и раздевают», «Сам он беспомощен, люди его раздевают и одевают, но он всех согревает» – эти две загадки об уникальном явлении в традиционной культуре коренных народов Севера – ЧУМЕ.
А все ли мы знаем о нем?

В архаичной культуре отсутствует разделение на мир знаков и мир вещей: вещи здесь – всегда знаки, а знаки – суть вещи. Это в полной мере касается и традиционного жилища.

Традиционное жилище, даже самое простое и скромное – результат многовекового процесса адаптации человека к природной среде. Здесь все продумано до мелочей и все имеет не только практическое, но и символическое значение. И если попробовать определить жилище как один из символов, характеризующих тот или иной народ, то среди жилищ русских будет избрана изба-пятистенка, характерная для русского Севера. Для татар это рубленный четырехстенок почти квадратной формы – традиционный дом татар Западной Сибири. Общим домом для хантов и манси из всего многообразия бытующих у них жилищ наверняка многие назовут именно ЧУМ.

Какие секреты хранит этот крошечный островок самобытности ее хозяев?

Ученые считают, что меховые чумы оленеводов – хантов и манси Северной Сосьвы, Нижней Оби, Агана и Ваха – самодийского типа. Рыболовы низовьев Оби и ее левых притоков жили в таких же чумах, крытых берестой.

Есть версия, что история самого чума началась с необходимости закрыть от ветра костер. Может быть, поэтому и строительство чума начинается с центра – сооружения очага.

Чум, философия жизни. Летом костер, зимой железная печка-буржуйка располагаются в середине чума. Поэтому каждый из углов  жилища находится на равном от них расстоянии. Как бы не располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня.

Самой спокойной, защищенной от бесконечной суеты людей, заносимых через дверь клубов холода или комаров, беготни собак считается противоположная от входа часть чума. Гостевое место в жилищах расположено напротив входа. Здесь хранится все то, что нуждается в относительном покое: посуда, пища, столик для еды; там же лежат мужские инструменты для домашнего ремесла, стоит светильник (обычно керосиновая лампа), часы, радиоприемник. Здесь хранится ларец с домашними духами-покровителями, отсюда выносится столик для совершения обряда у священной нарты. Это мужская часть чума, ее священная часть.

Заслонять собой порог жилища – обязанность женщины. Именно она способна противостоять темным силам, которые проникают в жилище через дверь. Потому женская половина и примыкает к дверям. У дверей сушатся дрова, располагается умывальник. Первая вещь, попадающаяся на глаза вошедшему в чум, – колотушка, которой, если не для собственного удобства, то в угоду хозяйке следует сбить снег с обуви и подола одежды.

В вершине чума, где скрещиваются концы шестов, находится отверстие – дымовое окно. В него выходит дым на небеса, в нем течет звездное время – появление Большой Медведицы означает наступление утра. Это окно считается духовным, или мужским. Мужским считается глубинное пространство чума и его верх, женской является не только привходовая часть, но и низ – пол застланный досками, циновками и подочажным листом.

Чум, по традиции, ставят женщины. Мужчинам не к лицу в этом участвовать. Около часа (зимой) или получаса (летом) тратят женщины на установку или разбор чума. В легендах героиня разбирает чум так быстро, как будто просто проходит по обе его стороны. Есть мнение, что неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не считает себя в состоянии кочевать, так как некому поставить чум.