Современному человеку трудно себе представить, как самостоятельно, живя вдали от цивилизации, без денег и нанотехнологий изготовить одежду, обувь, одеяла, головные уборы, инструменты и многое другое. Видимо поэтому что-то манит нас в ремёслах, уходящих в глубину веков. Есть необъяснимая магия и творческая составляющая в традиционном ручном труде, которым жили многие поколения наших предков. Будь то кузнечное дело, резьба по дереву, скорняжное, ткацкое или гончарное ремесло. А может быть это просто обычный незатейливый и привычный предмет, на технику создания которого лишь немногие этнографы и археологи обратили внимание, о происхождении которого мы не так часто задумываемся.

«Герой» следующего выпуска рубрики «Что хранит лабаз» – артефакт, который относится к особому типу текстильных объектов, который в специальной литературе называют «длинными телами»[i]. Это артефакт, который, наравне с другими, ему подобными, сыграл поистине жизнеопределяющую роль в формировании и развитии культуры Homo sapiens в целом и умеренных и северных широт земного шара в особенности.

Существует мнение о его очень древнем происхождении, времени, когда просто набрасывать на себя шкуры при охоте и других активных занятиях и передвижениях на большие расстояния было бессмысленно, когда от человека потребовались приспособления к новым условиям жизни и изобретения эффективных форм защиты от холода, в том числе одежды. Это время позднего палеолита, или 35 000 — 8000 гг. до н. э., когда требовалось как-то закреплять меха на ногах, теле, голове, а для этого их нужно было кроить и чем-то сшивать. Однозначного ответа на вопрос о том, из чего могли быть сделаны древнейшие использовавшиеся для сшивания и разного рода креплений нитяные структуры холодных пространств Евразии, конечно, нет, хотя наиболее вероятным вариантом являются сухожильные нити.

При этом, как утверждают авторы соответствующего раздела Электронного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[ii], технологию изготовления этого артефакта ханты и манси сохранили вплоть до XXI века и не просто в памяти, а как практическую технологию. Его изготавливают женщины, свидетельством их мастерства является длинная косточка – крепился, полностью заполненная этим артефактом.

Сегодня речь об уникальном творении человеческих рук – сухожильной нити.

Нити сухожильные, пóнэ (хант.) – это нити, созданные путем ручного сучения и скручивания прядей волокон из сухожилий оленя и лося. Нити из оленьих сухожилий мягче, лосиные – более жесткие.

Нити сухожильные. Тан
[ХМЭМ-479]Самбиндалова Мария Прокопьевна

Период создания: 1951 год
Материал, техника: лосиные сухожилия, кость(крыла глухаря), обработка, кручение

Размер: длина крепилки 16 см, длина нитей 31 см
Место создания: Берёзовский район, д. Яны-Пауль

Нити сухожильные. Понэ
[ХМЭМ-1556]

Сопочина Аграфена Семеновна

Период создания: 1998 год
Материал, техника: обработка, плетение

Размер: длина 44 см, ширина 2,5 см
Место создания: Сургутский район, стойбище Сопочиных

Нить сухожильная. Тан сэтап
[ХМЭМ-1566]

Шесталова Ирина Степановна

Период создания: 1971 год
Материал, техника: оленьи жилы, обработка, плетение, ручное производство

Размер: длина 60 см
Место создания: Берёзовский район, пос. Ванзетур

 

Нити сухожильные. Лон
[ХМЭМ-1665/1]

Тобольчина Прасковья Павловна

Период создания: 50-е г. XX – первая  четверть XXI в.
Материал, техника: сухожилие оленя, ручное производство, обработка

Размер: длина 27 см
Место создания: Приуральский район, пос. Катравож

Жилы для нитей снимаются со спины и ног животных, при этом они могут быть разного цвета: летнего времени заготовки – тёмные, зимнего времени заготовки – светлые. Для изготовления нитей из оленьих или лосиных сухожилий чаще всего снимали жилы у важенок возрастом от 3 до 5 лет, забитых в октябре, поскольку в это время они легче всего поддаются обработке. Сухожилья проветривали на открытом воздухе в тени на ветках деревьев. Через 15-20 дней, когда они высохнут, их собирали. После просушивания жилы становились твердыми. Причем их ни в коем случае нельзя вешать близко к огню и сушить под прямыми солнечными лучами, иначе теряется качество и прочность. Хранили высушенные сухожилия, связав несколько штук.

Для изготовления нитей сухожилия укладывали на чурку и отбивали деревянным молотком, крошки мяса и балонь осыпались, и жилы готовы для выделки нитей. Существовали мастерицы, которые использовали неразбитые.

Заготовка для изготовления сухожильных нитей. Лон сэнсух
[ХМЭМ-896]

Казамкина(Айпина) Полина Васильевна

Период создания: 2002 год
Материал, техника: жилы оленя, плетение,  ручное производство

Размер: длина 274 см, ширина 1,2 см
Место создания: Нижневартовский район, пос. Варьёган

 

Заготовка для изготовления сухожильных нитей. Лон сэнсух
[ХМЭМ-897]

Казамкина(Айпина) Полина Васильевна

Период создания: 2002 год
Материал, техника: жилы оленя, плетение,  ручное производство

Размер: длина 20 см, ширина 1,2 см
Место создания: Нижневартовский район

Ногтями отделяли часть сухожилий, распределяли его на более тонкие ленты и волокна, которые затем скручивали в нити. Волокно мастерица держит между указательным и большим пальцами левой руки, смачивает слюной, пропуская через рот. А скручивает правой рукой, движением указательного пальца вверх, а большого вниз. Свободный конец волокна проходит между средним и безымянным пальцами правой руки. Скрученный отрезок нити наставляется новым, который прикручивается таким же образом. Так делают нити на Агане.

Немного отличается способ сучения нити на Пиме, зафиксированный Н.В. Лукиной: «При изготовлении сухожильных нитей понә высушенное и размягченное сухожилие оленя или лося женщина раздирает пальцами на небольшие пучки волокон и протягивает их несколько раз через рот. Держит волокно указательным и большим пальцами левой руки, скручивает на бедре ладонью правой руки, движением к себе. Скрученные волокна держит во рту. Складывает концы волокон и свивает (ссучивает) место их соединения большим, указательным и средним пальцем левой руки, движением к себе. Свободный конец полученной нити держит во рту, а свитой конец проходит по впадине между большим и указательным пальцем левой руки. Движением левой ладони о правую ссучивает нить целиком»[iii]

Сухожильные нити могут быть разной длины, разной толщины сучения и назначения. Традиционно считается, что ханты и манси использовали эти нити для сшивания шкур, кожи и других плотных материалов, потому что они были очень крепкие, эластичные, не гнили и никогда не рвались. У.Т. Сирелиус писал: «Нити из сухожилий лося – более толстые и используются при шитье обуви, берестяных полотнищ для шалаша; нитями из сухожилий оленя шьют меховые изделия, шубы, рукавицы и т.п., для чего требуются более мягкие нити»[iv]. Кроме использования для шитья одежды, жилы оленя у народа ханты традиционно применялись для изготовления струн музыкальных инструментов, сшивания берестяных и меховых покрышек для чума и сшивания берестяной посуды. На сухожильные нити нанизывали бисер, изготавливали бисерные полосы пынч, которыми украшали суконные сахи (саки). При стирке саков пынч снимали, так как сухожильные нити, на которые нанизан бисер, при этом приходят в негодность.

По поводу длины сухожильных нитей информанты говорят, что «нитки из жилок оленя длинными не делаешь, а то далеко жить будешь» или «если ты из далека жить приехала, тебе придётся длинную нитку из жил сучить». Нитки для шитья одежды и обуви – длиной 40–60 см, а для нанизывания бисера – до 160 см.

Ханты и манси изготавливали несколько видов сухожильных нитей, различающихся по толщине – всего семь «номеров». Самая тонкая нить служит для вышивки бисером, пришивания подшейного волоса оленя при изготовлении узоров на ровдужной обуви.

мозаика, сшитая сухожильной нитью

 

Далее идет нитка для сшивания мозаики из ровдуги – канча ёнтә понә. Средние нити использовали для шитья меховых орнаментальных деталей одежды. Далее – несколько разных по толщине нитей для сшивания отдельных частей летней и зимней обуви – нир вәтӛ понә. Летнюю особенно дождевую обувь шьют очень мелким швом, чтобы влага не проходила. Еще толще – нить для сшивания частей оленьей упряжи.

Хранили нити на особых крепилках — подъязычной кости лося, на пластинках и фигурках животных, вырезанных из кости. Нити привязывали к крепилкам особой петлёй за середину 10 прядей по 10 нитей в каждой и сплетают в сложные косы – всего 100 нитей. Петля позволяла вынимать по одной нитке из пучка с помощью игольного ушка.

 

Нити сухожильные на крепилке. Лон
[ХМЭМ-1665/2]

Тобольчина Прасковья Павловна

Период создания: 2016 год
Материал, техника: сухожилие оленя, крепилка(кость гуся), ручное производство, обработка

Размер: длина крепилки 16 см, длина нитей 22 см
Место создания: Приуральский район, пос. Катравож

 


Нити сухожильные на крепилке. Лон

[ХМЭМ-1668]

Неттина Дарья Ильинична

Период создания: Вторая половина XX века
Материал, техника: сухожилие оленя, крепилка(кость гуся), ручное производство, обработка

Размер: длина крепилки 27 см, длина нитей 39 см
Место создания: Берёзовский район, д. Теги

Нити сухожильные на костяном держателе – крепилке. Панэ сав
[ХМЭМ-1741]

Ярсомова Мария Семеновна

Период создания: 1990-е гг.
Материал, техника: сухожилие оленя, крепилка(кость соболя), ткань, ручное производство, обработка, кручение, плетение

Размер: длина 75 см, ширина 4 см
Место создания: Сургутский район, п. Угут

Нельзя не отметить, что, несмотря на всю важность разных материалов для освоения человеком холодных пространств Северной Евразии, формирования культуры Homo sapiens в целом, сакрализованы у разных народов, можно даже сказать, обожествлены были именно нити. Чем, как не верой в их магическую силу, можно объяснить распространенный в Евразии ритуал привязывания полосок ткани в местах поклонения предкам и святым. И с благодарностью вспомним, что материалы для нитей и тканей дают людям живые существа, братья наши меньшие.

И в заключении – немного из мифологии коренных народов Югры. В мансийском и хантыйском фольклоре известен персонаж, который, вроде известной всем по русским сказкам Бабы Яги, живет в земле. Имя этого духа – лесной женщины, мифологического и фольклорного персонажа – Тан варп-эква (Тан варуп эква) ― «крутильщица сухожилий», или «женщина, выделывающая сухожилия», «женщина, выделывающая сухожильные нити».

Сказки и легенды о Тан-варп-экве схожи с сюжетами ряда русских сказок, быличек о мифических пряхах, а также запретах на рукоделие в ночное и переходное время. В 1909 г. легенду о крутильщице сухожилий записал в Ламбовоже С.И. Руденко: «Сучить нитки из оленьих сухожилий можно было только днем, вечером ― нельзя».

ЛЕГЕНДА О ТАН-ВАРП-ЭКВЕ – здесь cyberleninka.ru/legenda-o-tan-varp-ekve[v]

Подготовила к публикации
Э.П. Сургутскова


[i] Царева Е.Г. Текстильный бестиарий: роль нити в освоении сапиенсами умеренных и северных широт Евразии // http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-271-5/

[ii] http://ugra-nasledie.ugraweb4.tmweb.ru/object/niti-suhozhilnye-pone

[iii] Лукина Н.В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии. Томск, 2009-2010. – Т. 4. Юган. – С. 129.

[iv] Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. – Томск, 2011. – С. 65.

[v] Бауло А.В., Голубкова О.В. Легенда о Тан-варп-экве // Вестник археологии, антропологии и этнографии. -2020. –  № 2 (49). – С. 123-134. https://cyberleninka.ru/article/n/legenda-o-tan-varp-ekve