У каждой локальной группы обских угров – свой  язык,  свой неповторимый наряд, определяющий территориальную принадлежность человека, его сословие, род и социальное положение. Большей частью это относится к женскому костюму, имеющему значительное локальное разнообразие: от деталей, составляющих костюмный комплекс до избираемого материала для декорирования. Костюм был визитной карточкой в прошлые времена и остается актуальным в настоящее время.

Органично дополняющие костюмный комплекс яркие северохантыйские, мансийские и обских манси тур лопасы и паль саки завораживают цветностью узоров. Это сложившиеся орнаментальные традиции из фонда этнографического музея «Торум Маа» и частных коллекций мастеров-участников научно – практического семинара.

В XVII–XVIII веках бисер прочно вошел в традиционную культуру обских угров, став повсеместно популярным декорирующим материалом.

Вера в охранительную функцию металла наполнила традиционный костюм обских угров разнообразием металлических включений. Еще У.Т. Сирелиус в своих путевых заметках описывал работу с оловом и свинцом обских угров, ажурные пластинки и маленькие фигурки животных, нашивавшиеся в качестве украшения на одежду. Юганские, аганские мастерицы ханты скомпоновали бисер с узорами, сотворенными из пуговиц; со временем этот синтез заменил металлические отливки на съемных широкополых воротниках женского костюма.

Охранительная функция также отводится важной детали мужского костюма – твердому наборному поясу. Он одевается с одеждой глухого типа, декорируется чередованием металлических ажурных отливок. Такой пояс был едва ли не единственным съемным украшением и в то же время знаком достоинства мужчины.

Разнообразие традиционных женских нагрудных украшений, мужские наборные пояса и металлические декорирующие отливки из фонда музея и частных коллекций представлены на выставке, которая продолжит свою работу до 16 апреля.