В некоторых древних календарях обских угров апрель называется месяцем вороны: вурны тылащ – у нижнеобских хантов, ворна тылыс или ворна иры – у хантов Северного Урала, урнэ ики – у народов Средней Оби, урны тулис – у жителей Демьянки и Большого Югана, урни тылыс – у пимских хантов, ворнэт тылыс – у жителей Тромъегана; вурна хаты тылыщ – ‘месяц прилета вороны’ – у полуйских хантов.

В этот период обские угры устраивали праздник приветствия вороны «Вороний день» (Вурнга хатл – хант.; Урин эква хотал – манс.). Время проведения Вороньего дня – начало апреля, точной даты не было, день устанавливали по первым прилетевшим птицам.

По наказу Верхнего бога батюшки
В теплой стороне живу
В гуще девочек-мальчиков счастливых гнезд.
В Сибирь вить [гнезда] летаю.
Девочек растить,
Мальчиков растить.

Позднее, под воздействием христианства, Вороний день по своему содержанию слился с Благовещеньем и отмечался 7 апреля. Обязательным условием его проведения было новолуние.

Вороний праздник занимает особое место в ряду календарных праздников обских угров. Он, наряду с Медвежьими игрищами, один из самых известных у жителей России.

Деятельность по возрождению в Ханты-Мансийском автономном округе Праздника Вороны, как одного из главных весенних праздников обских угров, активизировалась в 90-е годы ХХ века. Он стал ежегодным праздником во многих муниципальных образованиях автономного округа.

Музей «Торум Маа» стал местом проведения Вороньего дня в Ханты-Мансийске. Когда это произошло впервые, стараемся установить. В опубликованных источниках первые упоминания об этом событии состоялись в 2007 году на окружной научной конференции, посвященной 20-летию музея «Торум Маа»:

«Доброй традицией стало проведение в музее народного праздника “Вороний день”. Проводится он в первую субботу апреля каждого года. Если с 2003 по 2006 год организация этого праздника велась только сотрудниками музея, то впервые в 2007 году организацию творческой части взяла на себя Иштимирова Фаина Павловна, музей – только техническую. Получилось достаточно интересно; есть предложения сделать этот праздник городским».

Клименова Т.А. Этнографический музей “Торум Маа” в контексте времени (2003-2007 гг.) //
Сохранение народных традиций. – Ханты-Мансийск, 2008. – С. 8.

Не так давно в «Торум Маа» переданы уникальные фотографии, на которых – проведение Вороньего дня в апреле 1992 года.  Это фотографии из личного архива Александра Филипповича Ткачева, заслуженного учителя РФ, отличника народного просвещения. Попробуем погрузиться в прошлое и вспомнить те дни. Фотографии публикуются впервые с разрешения автора.