Печальная весть пришла из Новосибирска: 30 августа 2021 года ушёл из жизни Владислав Михайлович Кулемзин.

Привычный жанр некролога предполагает сжатое изложение биографии человека, но есть ли необходимость следовать этой традиции сегодня – в эпоху всеобъемлющего Интернета? На его просторах кипучая жизнь, научная деятельность и неординарность натуры Владислава Михайловича представлены в широчайшем спектре – от научных публикаций и выступлений на международных форумах до знаменитых «кулемзиновских баек» и игры на баяне. Желающие всё это могут увидеть и услышать. Поэтому мы ограничимся минимальным хронометражем:

05.05.1938 – родился в п. Тогучине Новосибирской обл.

1955 – окончил Усть-Сертинскую (Кемеровская обл.) среднюю школу и поступил в Томский инженерно-строительный институт;

1957–1960 – служил в Советской армии (Забайкальский воен. округ);

1961–1966 – учился на историко-филологическом факультете Томского госуниверситета;

1969 – провёл первую этнографическую экспедицию к обским уграм (р. Васюган и Вах);

1970–1995 – работал в Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского госуниверситета (ПНИЛИАЭС ТГУ);

1975 – защитил кандидатскую диссертацию «Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец XIX – первая четверть XX в.)»;

1993 – защитил докторскую диссертацию «Традиционное мировоззрение хантов»;

2000 – стал лауреатом конкурса Томской области в сфере образования и науки.

Это только официальные вехи жизненного пути В.М. Кулемзина, но сам этот путь был отнюдь не идеальной прямой вверх от выпускника деревенской школы до доктора наук и корифея советского угроведения. Случались остановки, повороты, поиски своего пути… До Томского университета были попытки учёбы в Томском инженерно-строительном институте и Осинниковском горном техникуме. А после окончания университета до осознания главного дела своей жизни и ставки этнографа была работа грузчиком управления торговли, рабочим базы Томского облкниготорга, техником лаборатории полупроводников…

Жажда жизни, неуёмная энергия, темпераментная натура – эти качества определяли биографию В.М. Кулемзина и его место в этом мире. И они же оказались важнейшими для профессии этнографа, сам гуманитарный предмет которой отвергает эмоциональную инертность и равнодушие. Встреча Кулемзина и этнографической науки была счастливой и взаимовыгодной: первый нашёл дело своей жизни, а вторая – одного из своих верных рыцарей.

Неравнодушная и поэтическая натура Владислава Михайловича не могла не отразиться на его научной деятельности.

Это проявилось, прежде всего, в выборе темы – изучение духовной жизни человека традиционного общества, системы знаний и мировоззренческих идей хантыйского этносоциума. Исследование форм общественного сознания требует от этнографа не только широчайшей эрудиции в области философских, биологических и психологических знаний, но и особого склада характера, выдающихся коммуникативных способностей. Пропуск в табуированный духовный мир обских угров умному и обаятельному Кулемзину получить удалось. Не будет преувеличением сказать, что он стал первым после В.Н. Чернецова, кто смог взглянуть на мир глазами ханта и поведать об увиденном другим. Необходимо также отметить прозорливость и продуктивность распределения научных тем в ПНИЛИАЭС ТГУ в 1970-х гг., когда В.М. Кулемзин занялся проблемами духовной культуры обских угров, а его коллега и ближайший соратник Н.В. Лукина – материальной. Владислав Михайлович и Надежда Васильевна стали «инь» и «янь» томской этнографической школы. Их научная продукция, будучи самостоятельной по предмету, задачам и результатам исследования, именно в совокупности приобретала абсолютную цельность и особую познавательную ценность.

Активность и эмоциональность В.М. Кулемзина проявлялась и в отношении к предмету своей науки – к тем, кого в этнографии называют «носителями традиционной культуры». В его послужном списке 19 экспедиций к коренным малочисленным народам Севера (преимущественно хантам). И каждая из них включала в себя не только сбор этнографического материала для научной работы, но и живое человеческое общение с носителями традиционной культуры. В экспедициях, а некоторые из них длились до полугода и более, он становился не сторонним наблюдателем жизни, а непосредственным её участником: ловил с хантами рыбу, перетаскивал обласки на волоках, заготавливал дрова, ел из одного котелка и спал в одном жилище…  А после экспедиции этнограф Кулемзин рассылал письма во властные инстанции с требованием решить проблемы, которые он разглядел или о которых ему поведали его новые сотоварищи. Он понимал хантов, болезненно воспринимал разрушение их традиционной культуры, осознавал неизбежность этого объективного процесса, но делал всё возможное, чтобы смягчить его в отношении тех или иных конкретных людей. Превращение охотничье-рыболовного лика Югры в индустриально-промышленный он воспринимал как личную трагедию и много говорил об этом.

А говорить, веселиться и веселить других он умел, как никто другой. Те, кто хоть раз попадал в компанию с ним, уже никогда не забудут его этнографических или просто жизненных баек. Забавные сюжеты, выхваченные из повседневности зорким глазом настоящего этнографа и представленные в неповторимой актёрской игре, не оставляли равнодушными никого. Они есть в Интернете; найдите их, посмотрите – не пожалеете.

В силу своей профессиональной специфики музей «Торум Маа» не может не отметить также особой заслуги В.М. Кулемзина в развитии музейного дела в округе и подготовке специалистов-этнографов из числа хантов и манси. Всего под его руководством было написано 11 кандидатских и 2 докторских диссертации. Немало соискателей с территории Югры проходили через кандидатский диссертационный совет Томского университета, членом которого он являлся.

«Мир реальный и потусторонний» – это был один из самых популярных оборотов в научной лексике Владислава Михайловича. Так он даже назвал одну из своих книг. Знаковым здесь является использование слова «мир» в единственном, а не во множественном числе. То есть реальность и ирреальность мира для него неразрывны. И эта парадигма позволяет нам думать, что талантливый исследователь обскоугорской культуры, классик советской этнографии, друг и защитник хантов, уйдя из мира реального, остался с нами в мире потустороннем.

И мы – сотрудники Музея под открытым небом «Торум Маа» – посвящаем В.М. Кулемзину только что открытую выставку «По следам этнографической экспедиции по реке Вах».

Приносим соболезнование родным и близким Владислава Михайловича.