Тебетев Митрофан Алексеевич. Лохтоткурт в 1930-е годы. 1972 г. Холст, масло. 80×120,5
Фонд Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

 

«Я изобразил жизнь Лохтоткурта; ханты этой деревни жили, как хотели, единолично. На полотне с левой стороны: у курьи вдали – усадьба, дом Александра Прокопьевича Ангашупова. В нём родился знаменитый деятель хантыйской культуры Андрей Александрович Ангатшупов. Правее – усадьба Семёна Прокопьевича Ангашупова.

Работая над картиной, мне пришлось много мыслить над сюжетом, делать множество зарисовок, рисунков, эскизов. Я задумал не понятный зрителю сюжет, похожий на конфликт. На переднем плане семья, что-то они решают. Мужчина готовит калданку, чтобы спустить к воде протоки, но женщина препятствует этому. Оба держат борта её: пожилая женщина против поездки мужчины и его супруги с маленьким ребёнком из Лохтоткурта. Наверное, на реке неспокойно и опасно плыть по реке Обь в Шеркалы. Чем кончится спор? Возможно, женщина с ребёнком решит конфликтную сценку …

Работа “Лохтоткурт” имеет скрытые познавательные элементы. Мне хотелось показать жизнь семьи ханты. Я считаю: если бы я не ввёл этот сюжет, то “Лохтоткурт” был бы просто картиной пейзажного жанра».

Тебетев М.А. Лохтоткурт: пер. с хант. [альбом] /Ред. Н.Н. Федорова,пер.: А.Д. Каксин, Р.Г. Решетникова. – Тюмень: Тюмен. дом печати, 2005. – С.10.

 

«Картина «Лохтоткурт. 1930-е годы» стала распахнутым окном в прекрасное минувшее. Память хранит самое существенное. Среднее Приобье. Июнь. Лето. На переднем плане пейзажа – хантыйская деревня, люди, запятые привычным делом. За домами поблескивают озера, из-за горизонта поднимаются легкие облака.. Все наполнено светом. Яркий зеленый ковер травы в сочетании с разноцветными одеждами фигур, построек, предметов быта рождает радостное настроение и любопытный интерес к происходящему».

Валов А. А. И дал себе обет… //Эринтур. – Ханты-Мансийск, 2000. – Вып.5. – С.327.

 

«Всякий раз, когда художник слабел душой, – он вновь посещал этот покинутый  уголок Югры, который «поил» его живой водой, беззвучно напевал «музыку»  будущих картин. Лохтоткурт – это живительный исток всего его творчества. Здесь была, есть и вечно будет его Родина – «вечный зов», «соль земли», «планета любви», питающие философию всех его произведений».

 Тимофеев  Г. Соль земли // Эринтур. – Ханты-Мансийск, 2000. – Вып.5. – С.332.