Развитие раздела «Фоторетроспектива», в который, быть может, и не с той активностью, как нам того бы хотелось, продолжают поступать фотографии о жизни обских угров, подвинуло нас к новому проекту. Назвали мы его без затей и претензий – «Калейдоскоп жизни».

Все мы помним эту волшебную игрушку из детства: возьмёшь цилиндрик в руки, поднесёшь к глазам, крутанёшь – и вот оно, волшебство… Обычные цветные стёклышки да несколько зеркальных пластинок – так всё просто. А комбинации узоров безумно красивы и бесконечно разнообразны. А став взрослым, начинаешь понимать: как всё же похожа человеческая жизнь на ту детскую забаву! Как и набор стекляшек в детском калейдоскопе, не так уж многочисленны в ней дни-месяцы-годы, но сколько самых различных комбинаций эта жизнь создаёт.

Эта незамысловатая параллель применима не только к жизни конкретного человека, но и к жизни целых народов. Этническая история – это тоже бесконечный и неповторяющийся калейдоскоп событий, фактов, имён… Радостных и трагических, долгих и коротких, ярких и почти незаметных – разных.

Не надо наивно думать, что история народа – это лишь толстые тома академических сочинений на полке. Как жизнь человека не ограничена только его профессиональной биографией с записями в трудовой книжке и стопкой почётных грамот, так и этническая история не замкнута в сформулированных учёными характеристиках построек, фольклора и обрядов. Это только часть истории. Ведь в калейдоскопе человеческой жизни всегда присутствуют и иные «комбинации» – застольные встречи с друзьями, игры с детьми, даже семейные ссоры и проводы близких людей в мир иной. И в жизни народов достаточно много  такого, что не втискивается в жёсткие рамки схем, диаграмм и таблиц научных исследований; такого, что учёным сообществом отвергается как маловажное, порочащее или не достойное скрижалей. Тем не менее, всё это – тоже история. Более того, многое, что в какой-то момент не проходит отбора для включения в историю народа, со временем оказывается наиважнейшим для понимания его судьбы. Стоит в этой связи вспомнить хотя бы отношение к документированию практики шаманских камланий у северных народов. Сами аборигены – бесписьменные в своих языках и неграмотные в иных – не оставили никаких письменных свидетельств этого уникального явления. А посторонние наблюдатели не могли быть объективными, поскольку, во-первых, являлись носителями совершенно иных культур; во-вторых, были ограничены идеологическими шорами: сначала – православными, затем – атеистическими. В результате историческая наука просто не получила достаточного объёма фактов для полноценного анализа шаманизма и теперь без конца оперирует одним и тем же не таким уж большим набором документальных свидетельств.

Поэтому мы предлагаем создать свой банк данных для этнической истории хантов и манси. Слоган «Сами пишем свою историю» уже набил оскомину, но употребим его здесь ещё раз. Пишите обо всём – о великом и малом; о давнем и сегодняшнем; о себе и о других; об увиденном и об услышанном…

Условия нашего сотрудничества просты.

  1. По содержанию: этническая история хантов и манси. Материал должен отображать реальные события из жизни этих народов – в любом месте и в любое время. При этом национальность автора никакой роли не играет. Часто взгляд со стороны выхватывает этническое своеобразие быстрее и ярче, чем самооценка.
  2. По форме: тексты любой формы – научные и научно-популярные статьи и очерки, свои или чужие воспоминания, интересные факты из старых газет и журналов и пр. Ограничение только одно – уже опубликованные в печати тексты нет смысла обнародовать снова. Представленное на других ресурсах Интернета мы готовы выставить и у нас – расширение читательской базы только приветствуется.
  3. Иллюстрации к тексту: желательны. Если это фотографии, то по возможности нужно указать сюжет; место, время и автора съёмки; место современного хранения. Если это рисунок, то – автора, время, место современного хранения. Если изобразительный источник скопирован из печатного издания, последний нужно обязательно указать – соблюдение авторского права на просторах Интернета обязательно! Техническое условие: необходимы файлы в графических форматах JPEG или TIFF.
  4. Фольклор и художественные произведения (рассказы, художественные очерки, эссе, современные сказки) не принимаются.
  5. Пожалуйста, не бойтесь «корявого» изложения и грамматических ошибок. Для нас важно содержание, а не форма. Опытный редактор проведёт всю необходимую правку. Обещаем, что суть вашего сообщения ничуть не пострадает.
  6. Текст должен быть обязательно подписан полным именем – отчеством – фамилией с указанием места проживания.

Приглашаем к сотрудничеству и напишем калейдоскоп жизни вместе.