Назначение пояса как элемента культуры весьма многогранно, в связи с чем его можно исследовать в самых разных аспектах: как часть одежды, способ ношения необходимых аксессуаров, совокупность украшений, элемент воинского или промыслового снаряжения, социальный символ, сложную знаковую систему, наконец, с художественной точки зрения.

Как любой элемент народной культуры, пояс несет в себе определенный заряд этнической специфики, которая, тем не менее, далеко не всегда лежит на поверхности и порой достаточно трудно поддается выявлению.

Археологи, в отличие от этнографов, уделяют внимание сибирским поясам уже давно, очевидно в связи с тем, что пояса довольно часто встречаются в составе погребальных комплексов, а потому являются важным археологическим источником. По материалам Сибири представлены преимущественно наборные пояса, наиболее привлекательные в археологическом плане, поскольку элементы их гарнитуры, а также пряжки изготавливались из металла и в силу хорошей сохранности этого материала они имели больше шансов пережить свою эпоху, став впоследствии достоянием археологов.

Пояс принято считать элементом кочевнической культуры, при этом происхождение кожаных поясов, зашитых пуговицами-бляшками, принято связывать с тюрками-кочевниками. Кроме того, этнографы отмечает функциональное значение пояса и у земледельцев, но, очевидно, не менее важен он был и для пеших охотников.

У хантов пояс не только удерживал полы распашной одежды, он был местом, где у охотника постоянно висел нож, сумочки с оселком, огнивом или спичками, запасов патрончиков и т.д.; сюда же подвешивалась или затыкалась добытая пушнина. Одним из подвесных элементов пояса являлся клык медведя. Использование мужчинами пояса для переноса предметов постоянной необходимости известно в Сибири очень широко. С точки зрения хантов подвешивание к поясу клыка медведя имело скорее функциональное значение, чем эстетическое. Хотя существует информация, что он считается оберегом для владельца данного пояса.

Как часть одежды пояс имеет ряд особенностей. Если распашную одежду подпоясывали опоясками, то с одеждой глухого типа угры носили короткие твердые пояса из кожи или сукна. Ханты называли их антуп кел, а манси – суп менг энтап. Восточнохантыйское название пояса антыв образовано от глагола ант ‘надеть’ и имеет общий корень с западнохантыйским антуп и мансийским энтап, т.е. является обско-угорским, что указывает на древность традиции ношения пояса.

Использованные источники по ссылке: Источники 

Автор: Н.Е. Краснопеева

Предметы из фондов
«Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»

Охотничий пояс первой половины XX века, декорированный пуговицами-бляшками и металлическими отливками, снабженный с подвесом для снаряжения, принадлежал хантыйскому охотнику, участнику Великой Отечественной войны Леонтию Ефимовичу Туеву (1899 – 05.09.1943).

Подробная информация по ссылке: Информация о владельце

 

Пояс охотничий. Антуп
[ХМЭМ-1351/1]

Туев Леонтий Ефимович

Период создания: Первая половина ХХ века
Материал, техника: кожа, металл, дерево, кость,
выделка, выстругивание, сшивание, ручное производство

Размер: длина 97 см, ширина 5 см
Место создания: Тюменская область, Берёзовский район, д. Пугоры

 

Пояс охотничий. Нож. Щёхри
[ХМЭМ-1351/2]

Туев Леонтий Ефимович

Период создания: Первая половина ХХ века
Материал, техника: дерево, металл, выстругивание,
ковка, инкрустация, ручное производство

Размер: длина 20,5 см, ширина 1,8 см
Место создания: Тюменская область, Берёзовский район, д. Пугоры