День – это время активной жизни человека, а ночь – время вынужденного бездействия и отдыха, но существует еще и  переход от светлого времени суток к темному и наоборот, это утро и вечер. И для того, чтобы использовать это время рационально, человек научился воссоздавать освещение искусственным путем с помощью светильников.

Сначала жилище освещали с помощью огня, который горел посреди каменной пещеры, затем костер поместили в специальное место, названное очагом. Со временем цивилизация развивалась, источники света усовершенствовались, были придуманы лучины, факела, свечи, лампы и пр. Все эти изобретения помогали людям завершать насущные дела и не зависеть от смены дня и ночи.

В фондовом собрании музея «Торум Маа» имеется уникальный предмет кустарного производства, бытовавший у оленеводов северной группы ханты – держатель для керосиновой лампы. Это сборная деревянная конструкция в виде прямоугольной подставки, двух боковых планок и закрепленной на них подвижной жестяной пластиной со сквозным круглым отверстием в центре. Вершина конструкции – фигурная деревянная ручка, на которую намотана веревка. Её концы прикреплены к планкам подставки.

С этим предметом связана история, которая произошла в стенах музея. Он поступил в фонды в первые годы работы музея, какой-либо профессиональной экспертизы не прошел и был занесен в книгу поступления под названием «Черкан» – ловушка давящего типа на пушного зверя. И только при дополнительной сверке и редакции описания музейного предмета возникли сомнения в правильности его названия. Надо сказать, что некоторые признаки ловушки присутствовали: рамочная основа, подвижные элементы и некоторые другие. Вызывали сомнение наличие металлической перекладины со сквозным круглым отверстием в середине, отсутствие тетивы и др. элементов черкана.

Помогли носители культуры Казымской территории, где на стойбище Порсавар был изготовлен данный предмет. Их однозначный вердикт – этот предмет кочевников – оленеводов, который использовали для подвешивания керосиновой лампы и освещения чума. Их жизнь проходила в постоянных касланиях. Жили они в переносных жилищах – чумах, где каждый участок пространства имел свое четкое назначение. Мебель почти отсутствовала, установить куда-либо лампу было проблематично. Выход – подвесная конструкция. Она удобна еще и тем, что за ручку его можно было закрепить за жердиной в любом месте чума, а благодаря веревке можно было регулировать освещение, опустив подставку ниже, или поднять вверх.

Держатель использовался для обычной настольной фитильной пяти- или семилинейной керосиновой лампы с ламповым стеклом. Металлическая перекладина со сквозным круглым отверстием в середине предназначалась для удержания плафона лампы.  Впрочем, и появившаяся позднее керосиновая лампа «Летучая мышь», снабженная встроенным фабричного производства крюком для подвешивания, тоже могла быть установлена на этом держателе.

Авторы текста: Иваненко Е.А., Сургутскова Э.П.

 

Держатель для керосиновой лампы. Лампа омасты юх

Логаны Александр Чепикович
[ХМЭМ-246]

Период создания: Вторая половина XX века
Материал, техника: дерево, металл (жесть, проволока), верёвка, выстругивание, вырезание, ручное производство

Размер: высота 68 см, ширина 11,5 см, длина 25 см.
Место создания: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белоярский район, стойбище Порсавар