Развитие национального округа актуально выдвигает вопрос перевоспитания женщин.

Женщины туземки сплошь и рядом находятся на самом низком культурно-политическом уровне и почти в полном отсутствии грамотности. По переписи бывшего Тобольского округа грамотность среди туземок определяется так: остячки – 2,9 %, вогулки – 3,2 %, самоедки – 0,3 %, что ставит перед органами народного образования и всей советской и партийной общественностью нашего округа задачу быстрейшего форсирования ликвидации неграмотности и малограмотности женщин туземок.

Практически в 1931/32 учебном году в каждом районе и тузсовете, где ещё в силу старых бытовых традиций женщины вместе с мужчинами заниматься не могут, должны быть организованы самостоятельные ликпункты для женщин, где полностью охватить всех колхозниц-туземок обучением. Основной силой, на которую нужно опираться в работе ликпункта, есть делегатские собрания туземок.

Урок математики в туземной школе. Кон. 1920-х гг.

Урок математики в туземной школе. Кон. 1920-х гг.

Проведение всеобуча среди детей туземцев немыслимо без активного участия в работе самого туземного населения и, в первую очередь, туземок. Тузсоветы, просвещенцы должны сейчас же развернуть культурно-массовую работу среди женщин туземок, популяризируя всеобуч, привлекая женскую инициативу на помощь школе, организуя общежития и горячие завтраки.

Вокруг школы необходимо мобилизовать внимание туземок, обеспечить успех всеобуча в тузсоветах и юртах. Культсоцотделу Уралпушнины, интегралсоюзу поставить задачей организацию детских учреждений в каждом туземном колхозе, в каждом районе с расчётом через них прививать правильное воспитание детей.

Вопрос подготовки туземных кадров ставит перед нами задачу – продвижения на курсы и выдвижения в гос-хозаппараты женщину-туземку. Такие учреждения как КУТБ, сады, ясли должны немедленно взять ставку на выдвижение в свой аппарат туземок. РИКи, тузсоветы при вербовке учащихся на курсы и учебные заведения должны не менее 40–50 % мест заполнить туземными женщинами.

Вся культурно-бытовая и просветительная работа среди женщин туземок должна опираться на делегатские собрания.

Только путём мобилизации туземок сумеем дать отпор классовому врагу и обеспечить выполнение намеченных планов культурного строительства округа.

Н. Трусов

Ханты-Манчи Шоп (Шой) [Остяко-вогульская правда]. – 1931. – 9 сентября. – № 16. – С. 4