Есть такое изречение Ральфа Эмерсона «История, собственно, не существует. Существуют лишь биографии». Если принять его на веру, то надо согласиться и с тезисом, что история – это огромный перечень имён. А как быть, ежели личность не оставила нам своего имени? Её и в истории нет? Есть!

Например, остался безвестным римский солдат, который в 212 г. до н. э. совершил тягчайшее преступление против человечества – убил Архимеда. Когда захватчики вошли в Сиракузы, учёный, как всегда, работал. Тупорылый легионер приказал прекратить это никчёмное, по его солдафонскому разумению, занятие, но Архимед воскликнул «Noli turbare circulos meos!» («Не трогай моих кругов!» или «Не прикасайся к моим чертежам!») – и тут же был убит за неповиновение.

Не сохранилось для потомков и имя сердобольной старушки из Констанца, которая 6 июля 1415 г. возвращалась домой с вязанкой хвороста, а тут – на тебе! На площади сжигают чешского проповедника Яна Гуса. И то ли погода была дождливой, то ли дрова влажными, но пламя было слабеньким. Вот тогда-то хозяйственная бабуля, не вынеся такого безобразия, по доброте душевной и бросила свой сухой хворост в костёр. Что оставалось делать человеку наверху, чьё имя, в отличие от имени старушки, история всё же сохранила? Он только успел воскликнуть «O sancta simplicitas!» («О, святая простота!») – и это выражение стало последними словами великого реформатора. Благодаря бабушкиному хворосту костёр разгорелся.

Примеры можно множить, но суть не в этом. Безвестные герои существуют не только у народов, говорящих на латыни. У русских и хантов они тоже есть.

Например, остяк Гаврилка.
Но – по порядку.

Мы привыкли к такому явлению современной жизни как выставки. Правда, советская Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), участники которой по популярности могли конкурировать с космонавтами, канула в Лету. Но за рубежом выставки продолжают свою жизнь. Например, расписание известнейшей Всемирной выставки «Expo» («Экспо́»), последняя экспозиция которой в 2021–2022 гг. состоялась в Дубае, уже расписано до 2025 г.

Как бы ни костерили сейчас марксизм, но его основополагающая мысль об экономическом базисе и идеологической надстройке постоянно демонстрирует своё подтверждение. Вот и выставки, которые требуют немалого вложения финансовых средств и человеческих сил, появились не просто так, а как одно из проявлений «капиталистического способа производства» (опять же по марксистской лексике!). Каким образом продемонстрировать технические и технологические достижения? Где прорекламировать свою продукцию и заключить выгодные контракты? Как собрать в одном месте продавцов и покупателей, компаньонов и конкурентов? Как, говоря современным сленгом, «продвинуть свой бизнес»? Да, конечно же, на открытой площадке, которая и стала называться выставкой.

Эти публичные представления, ставшие символом индустриализации, появились, разумеется, в промышленно продвинутой Европе. Но и Россия не стояла в стороне от этого процесса. Всероссийские выставки начали регулярно проводиться с 1829 г., и между первой, состоявшейся в Санкт-Петербурге, и знаменитой Нижегородской 1896-го г. их состоялось 16!

С развитием межгосударственных торгово-экономических отношений и началом той самой глобализации, в которой все мы ныне оказались, выставки поднялись на новый уровень – теперь их стали именовать Всемирными. Первая крупная международная выставка, получившая название «Великой выставки промышленных работ всех народов» и ставшая мощным популяризатором идей промышленной революции, состоялась в лондонском Гайд-парке в 1851 г. И – понеслось: 1855 г. – Париж, 1862 г. – опять Лондон, 1867 – снова Париж, 1873 – Вена, 1876 г. – заокеанская Филадельфия…

Надо признать, что так называемые «Русские отделы» были на первых выставках очень малы либо их не было вовсе. Ну, что поделаешь, коли русский капитализм несколько припозднился? В то время, когда на берегах Темзы и Сены уже возводили выставочные павильоны, на Оке и Волге всё ещё продолжали ковырять землю сохами крепостные рабы-крестьяне.

В Российской империи промышленное производство было сконцентрировано в европейской части. И это закономерно привело к тому, что и выставки организовывались там же – в крупных городах к западу от Урала: Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве и Нижнем Новгороде. Аграрно-скотоводческий Восток империи только завистливо вздыхал. В XIX в. сибиряки смогли «народ посмотреть и себя показать» только дважды: в 1887 г. – на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (3839 участников!) и в 1893 г. – на специально организованной небольшой Сибирской выставке в Москве.

Однако с началом 20-го столетия экономический рывок и России в целом, и её восточной половины в частности позволил сибирякам поставить на повестку дня вопрос о собственной выставке: «А чем мы хуже «расейских»?!  У нас теперича и своя промышленность имеется, и торговля развита, и университеты открыты, и науки с искусствами мы развиваем…».

Сказано – сделано. И 15 июня 1911 г. в Омске перерезали ленточку на открытии «1-й Западносибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки». Возглавлял выставочный комитет тобольский губернатор Дмитрий Фёдорович фон Гагман, его заместителем был хорошо известный югорчанам Александр Александрович Дунин-Горкавич – знаменитый исследователь Севера, чей памятник украшает сегодня улицу его же имени в г. Ханты-Мансийске.

Открытие 1-й Западносибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки. 15 июня 1911 г.

Открытие 1-й Западносибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки. 15 июня 1911 г.

Сегодня специалисты музейно-выставочного дела пишут о той выставке, что «по размаху и времени подготовительных работ, объёму и разнообразию экспонентов, красоте экспозиций и архитектуре выставочных павильонов она до сих пор остаётся непревзойдённым  образцом выставочного дела Зауралья».

Скорее всего, сия оценка не только лестна, но и верна. По крайней мере, мне – многолетнему практику музейно-выставочной деятельности – не приходилось встречать информации об экспонировании в Сибири выставки, на которой было бы представлено около 3 тыс. экспонентов из российских регионов (Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы, Тулы, городов Урала и Поволжья и пр.) и зарубежных стран (Германии, Австро-Венгрии, Англии, Дании, США и др.). Здесь были представлены промышленные товары, различные изделия художественных ремёсел, машины и механизмы, экспонаты новейших производственных технологий, произведения изобразительного искусства и ещё многое-многое другое.

Уже по долгому, но разъясняющему названию видно, что участниками первой сибирской выставки стали промышленные, сельскохозяйственные и торговые предприятия, отдельные лица и различные общества (Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, Омское общество пчеловодства, сибирские отделы Московского общества сельского хозяйства и др.).

А павильоны! Посмотрите на фотографии, ощутите прелесть и очарование стиля столетней давности, когда царствовали модерн, гармония и духовность.

Ворота выставки

Ворота выставки

Главный павильон

Главный павильон

Машинный павильон

Машинный павильон

Лесной павильон

Лесной павильон

Павильон Коломенского завода

Павильон Коломенского завода

Павильон Переселенческой лесной организации

Павильон Переселенческой лесной организации

Павильоны Эйнем и графа Воронцова

Павильоны Эйнем и графа Воронцова

Павильон «Сельскохозяйственная мельница»

Павильон «Сельскохозяйственная мельница»

Павильон Зингер

Павильон Зингер

Павильон Эльворти

Павильон Эльворти

Инфраструктура выставки была тщательно продумана и качественно реализована. Была построена собственная электростанция. Проложены водопровод и своя железная дорога. Построены огромный театр, ресторан, почтово-телеграфное отделение. Оборудованы ипподром и площадь для авиации, на которой в день открытия экспозиций состоялся демонстрационный полёт на аэроплане авиатора А. А. Васильева. Организованы пожарный обоз и приёмный покой Красного Креста.

Электростанция

Электростанция

Театр

Театр

Не остались в стороне от внимания и забот устроителей выставки различные зрелища и увеселения для скрашивания досуга посетителей. Были приглашены два оркестра (симфонический и духовой Сибирского казачьего войска) и две труппы (итальянской оперы и драматическая)… Для проживания многочисленных гостей были привлечены 15 крупных гостиниц и 50 постоялых дворов.

Эстрада

Эстрада

Эйфелева башня из вёдер

Эйфелева башня из вёдер

Цена входного билета была вполне демократическая: для взрослого человека – 35 копеек, для ребёнка – 25 копеек. Это обстоятельство, а также повышенный общественный интерес к первой сибирской выставке стали причиной того, что за два месяца её работы (с 15 июня по 15 августа) павильоны посетили, по разным источникам, от 70 до 150 тыс. чел. Эта цифра соотносима с числом проживавших тогда в Омске жителей.

Но какое отношение к этому великолепию имеет «остяк Гаврилка», вынесенный в название. Самое прямое. Он тоже был участником той знаменитой выставки! Югра имела свой выставочный комплекс. Народы Севера тогдашней Тобольской губернии не могли быть представлены чуждым их культуре павильоном или беседкой. Строго в соответствии со своими традициями три приехавших в Омск ханты установили чум, привязали около него трёх оленей (быка, важенку и пешку-телёнка), разместили четырёх ездовых собак с упряжью и установили нарты. Так и жили два месяца в экстремальных для них условиях большого города и ежедневного многолюдья.

На фоне «сельскохозяйственных, лесных и торгово-промышленных» экспонатов живописная этнографическая группа людей и животных смотрелась, конечно же, чрезвычайно экзотично и привлекала большое внимание публики.

И не зря привлекала. При подведении итогов выставки «остяк Гаврилка» (видимо, лидер югорской группы) со своей невзыскательной и непритязательной экспозицией был отмечен! И не где-нибудь, а «по научному отделу» («научной номинации» по-нынешнему). Его имя стоит в одном списке с такими величинами тогдашнего краеведения и просветительства как А.А. Дунин-Горкавич и П.И. Макушин, Тобольский и Минусинский музеи… Конечно, наш Гаврилка не получил золотой или серебряной медали, но в анналы сибирской истории он всё же вошёл своей собственной строкой: «Остяку Гаврилке – за приезд на выставку и за доставку оленей – похвальный отзыв». Сохранилась даже его фотография.

Остяк Гаврилка представляет на выставке культуру народов Югры

Остяк Гаврилка представляет на выставке культуру народов Югры

«Список экспонатов, получивших награды на первой Западносибирской выставке» «Список экспонатов, получивших награды на первой Западносибирской выставке» «Список экспонатов, получивших награды на первой Западносибирской выставке» «Список экспонатов, получивших награды на первой Западносибирской выставке»
«Список экспонатов, получивших награды на первой Западносибирской выставке»
(на с. 76 указан «остяк Гаврилка»)

 

Остяк Гаврилка, откуда ты был? С Оби, Ваха, Агана, Тромагана, Пима, Казыма…? Что тебя подвинуло отправиться в такой далёкий путь, чтобы показать людям своеобразие своей культуры, – какие-то обязательства, материальный интерес или всё же гордость за свой народ и желание поставить его в один ряд с прочими? Живы ли сейчас твои внуки и правнуки? Помнят ли они тебя?

Светится на небосклоне югорской истории и твоя маленькая безымянная звёздочка…

Я.А. Яковлев

Использованы фотографии: Западно-Сибирская выставка в Омске 1911г. Часть 2, павильоны выставки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nims55.livejournal.com/36247.html