В октябре замерзают малые реки, появляется лёд на реках. Во время рекостава и до нового года производили последний промысел рыбы гимгами (большими мордами). Среднеобские ханты называют это время “месяцем налима”. Лов налима имел большое хозяйственное значение, из его кожи изготовлялась одежда (в основном нижняя – обувь) и женская утварь (мешки).
Охотники начинали промысел на первую раннюю белку и соболя в близлежащих угодьях: в октябре снег мелкий и собаке легко бегать.
Октябрь – малого жертвоприношения месяц. В ритуале “малого приношения” содержится простая идея – много не давая, много не брать, ничего в Лесу не присваивать зря. В экологической культуре обыденное понятие ЗРЯ приобретает значение основного мерила взаимосвязей Дома и Леса.
Локальные наименования месяца ОКТЯБРЬ у обских угров.
Сынские ханты: “месяц заморозков мелких ручейков”.
Северные манси: “месяц большой осени”, “пора малой зимы”, “месяц малой осенней охоты”.
Куноватские ханты: “месяц замерзания малых бережков”.
Березовские, сыгвинские, сосьвинские манси: “месяц малой осени”.
Восточные ханты: “месяц деревьев без листьев”, “месяц голых деревьев”.
Сыгвинские манси: “месяц (праздника) Покрова”.
Среднеобские ханты: “месяц налима”.
Кондинские манси: “месяц лысых деревьев”.
Казымские ханты: “месяц пушистого белого снега”, “месяц похожий на мужчину, одетого в лёгкую малицу”, “время сбора оленей”, “месяц охоты на соболя”, “время искать белку”, “лесовать” пора”.