Знаете ли вы, что до перехода на церковный солнечный календарь у многих локальных групп обских угров год начинался весной, в марте – апреле – времени наступления весеннего равноденствия. Когда темная сторона времени начинает поворот на светлую, холод – на тепло.

Весна –время “большой воды”, время, когда было продуктивно рыболовство по притокам Оби. В этот период заготавливают деловую бересту для пошива полотен для чума, детских колыбелей, кузовов, туесов. Март почти повсеместно называют “месяцем малого наста”. Апрель во многих календарях называют месяцем вороны – вестницы жизни.

Май для большинства групп обских угров – месяц листьев или месяц ледохода. Среднесосьвинские манси сетковали по старицам и озерам до спада воды. Ляпинские манси ставили вожаные запоры (улаарпи) во время спуска сырка. Май у восточных ханты – месяц прилета гусей, уток. Перелетные птицы считаются посланцами Неба.

В конце мая проходит охота на уток перевесами – с этой снастью знакомит музей «Торум Маа» на экспозиции под открытым небом. Перевесные места закреплялись за отдельными хозяевами. За ночь охотники добывали по 30-40 уток и больше. Промысел водоплавающей птицы продолжается до начала гнездования. Охота сверх отведенного срока расценивается как преступление. Для оленеводов май –“месяц рождения оленят”.

Провожая май, вспомним его локальные наименования у обских угров:

Среднеобские ханты: “месяц рыба мечет икру”, “гуси-утки прилетают”, “месяц нереста”.

Обские манси: “месяц высокой воды”, “месяц теплой погоды”, “месяц таяния льда”.

Салымские ханты: “месяц отметавшего икру осетра”.

Сыгвинские манси: “месяц плавания льда на Оби”.

Кузоватские, сынские, казымские ханты: “месяц рождения оленят”.

Северные (сосьвинские манси):  “месяц отела оленей”, “месяц рождения оленят”, “месяц ледохода”.

Казымские ханты: “месяц распутицы”, “месяц ледохода на Оби”, “время гнездования птиц”.

Кондинские манси: “месяц нереста рыбы”, “месяц сока сосны”, “месяц плуга”.