Нынешним сибирякам трудно себе представить, что всего лишь век назад национальный и социальный расклад на зауральской части России был совсем иным. Да и не считали себя коренные сибиряки одним народом с теми, кто обретался к западу от Урала, чётко различая два этнических массива – «мы / сибиряки» и «они / расейские». Учёные в то время даже вели дискуссию, является ли население Сибири частью русского народа или это уже особый этнос со своей культурой и своим языком. Позже три миграционных цунами – столыпинские земледельцы, сталинские спецпереселенцы и нынешние добытчики углеводородного сырья – сметут с лица Сибири сформировавшуюся в течение трёх веков сбалансированную этнодемографическую конструкцию. А в XIX – начале XX вв. эта конструкция ещё твёрдо стояла на ногах. Были, конечно, противоречия и тогда, но в целом никто никому не мешал. Обширная территория была поделена между пришельцами и аборигенами в соответствии с «кормящими ландшафтами» (как сейчас выражаются), которые соответствовали типу хозяйства этих групп: земледельческо-скотоводческому – у первых и охотничье-рыболовческо-собирательско-оленеводческому – у вторых. Новоявленным сибирякам не нужны были ягельники, где паслись олени эвенков или хантов, а аборигены не претендовали на заливные луга, где заготавливалось сено для коров и лошадей русских. Административное деление царской России тоже было организовано так, чтобы максимально смягчить  сосуществование двух этнокультур: были русские волости и деревни, были инородческие волости и деревни. И каждый сверчок знал свой шесток.

Ещё одной особенностью тогдашней сибирской жизни был достаточно устоявшийся состав жителей. Коренное население было привязано к своим промысловым угодьям, принадлежавшим им на основании традиционного наследственного права. А пришельцы, обосновавшись на новом месте, бросали тяжеленный якорь в виде нового дома, хозяйства и распаханной пашни. Демографический показатель, который нынешние социологи называют «мобильность населения», формировали лишь женщины, которые вынуждены были выходить замуж «во чужу деревню».

Эта стабильность вела к тому, что на каждой территории сформировались определённые роды / фамилии. Они были основаны ещё на первых этапах заселения Сибири, умножались численно, расселялись территориально, многократно перекрещивались («роднились», как тогда говорили), но в силу традиционной русской патрилинейности сыны и внуки продолжали передавать через десятилетия и века фамилии своих отцов и дедов. Поэтому в документах с территории Югры и XVIII в., и XIX в., и даже начала XX в. встречаются одни и те же фамилии: Вергуновы, Добровольские, Кондаковы, Кушниковы, Нижегородцевы, Новицкие, Окуневы, Плехановы, Протопоповы, Силины, Сургутсковы, Тетюцкие, Туполевы, Щепёткины…

Есть в этом списке и фамилия Бешкильцевых. Подробную генеалогию этого старожильческого рода можно найти в публикациях историка из Ханты-Мансийска В.К. Белобородова, в частности в его книге «Тропинки к дому». Писала о них и В.В. Фарносова из Берёзова. Чтобы не повторяться, укажем здесь только тезисно летопись рода Бешкильцевых, которая, с одной стороны, была обусловлена историей Югры, а с другой – сама стала частью этой истории.

Основатель югорской линии Бешкильцевых, имеющий церковный чин, перебрался в с. Сартынью из с. Бешкильцева на р. Исети, что течёт на западной стороне Урала. Случилось это в первой половине XVIII в., когда в Сартынье открылся храм. С тех пор церковнослужение стало потомственной «профессией» Бешкильцевых, многочисленные выходцы из этого рода окормляли многие приходы Берёзовского края вплоть до антицерковного террора коммунистов. Жизнь на Северной Сосьве в окружении маньсийского населения, постоянное с ним общение вплоть до смешанных браков привели к тому, что Бешкильцевы даже начали утрачивать свою этническую и языковую идентичность. Посетивший Сартынью в 1858 г. финский исследователь А. Алквист записал о них: «…Эта семья – почти как вогульская. Вогулизмы в их русском произношении были налицо, и только те из семьи, кто посещал школу, были в состоянии немного корректнее обращаться с русской речью». Основным информатором в изучении мансийского языка для учёного стал… русский подросток Ваня Бешкильцев.

Но не только священниками, дьячками, пономарями да псаломщиками вошли в югорскую историю Бешкильцевы.  Были среди них удачливые торговцы, рыбопромышленники и даже оленеводы.

М. Знаменский. Скупщики у остяков. 1860-е гг.

М. Знаменский. Скупщики у остяков. 1860-е гг.

Благополучный рост генеалогического древа Бешкильцевых прервался с установлением советской власти. Коммунистические топоры начали вырубать такие деревья с особым остервенением. Дело в том, что за три века неустанных трудов сибирские старожилы к 1920 г. добились достаточно высокого и материального, и социального уровня. Им было что терять от объявленной большевиками экспроприации, потому они новую власть не приняли. Советизацию Севера проводили почти исключительно посланцы с «Большой Земли», поддерживали же эту линию недавно приехавшие и ещё не успевшие как следует обжиться переселенцы. «Новосёлы» – так их называли, – конечно же, преследовали свою корыстную цель – перераспределить промысловые угодья и отнять имущество у старожилов. Поэтому первыми шагами новой власти стали декреты об изъятии участков для рыболовного и охотничьего промысла у аборигенов и имущества у русских. Иного пути у новой власти просто не было. Чтобы утвердиться, она должна была что-то дать населению. А давать было нечего. Поэтому надо было это «что-то» сначала отобрать у тех, у кого оно было. Неудивительно, что практически все старожильческие фамилии Сибири попали в жернова репрессий.

Варвара Тарасовна Костина (будущая Бешкильцева) в период обучения в Ханты-Мансийском педагогическом училище . 1964 г. Из личного архива

Костина В.Т. (будущая Бешкильцева)

Бешкильцевы не стали исключением. Поначалу они пытались наладить сотрудничество, но, как написал В.К. Белобородов, «своими действиями советская власть отталкивала Бешкильцевых от себя». В итоге часть мужчин воевала на стороне А.В. Колчака, другие приняли активное участие в народном антибольшевистском восстании 1921 г. В итоге же совласть сполна рассчиталась со своими врагами – конфискации имущества и ссылки в 1920-х и неизбежные расстрелы в 1937-м стали многочисленными и трагическими фактами родословной этой фамилии. Выжившую в довоенных репрессиях молодёжь добивали на фронте.

Обрубленное и обожжённое со всех сторон генеалогическое дерево Бешкильцевых должно было засохнуть, как засохли многие подобные деревья других сибирских старожилов. Но этого не случилось. Эта фамилия всё же продолжилась и в послевоенных десятилетиях.

Предоставим слово Варваре Тарасовне Бешкильцевой (в девичестве Костиной) – 1932 года рождения, уроженке известной мансийской фамилии Костиных, ветерану педагогического труда, в настоящее время жительнице п. Полноват Белоярского р-на ХМАО – Югры: «Когда я училась на третьем курсе Ханты-Мансийского педучилища, мой брат Леонид Костин работал директором школы в п. Сосьве Берёзовского р-на. И у моего будущего мужа Ивана его брат Александр Бешкильцев жил там же, его дом стоял через дорогу от дома моего брата. Там, в Сосьве в 1963 г., когда мы оба гостили у своих братьев, мы с Иваном и познакомились. А через год я окончила училище и получила распределение в Сосьву. Так что наше случайное знакомство продолжилось, а потом завершилось свадьбой.

О роде Бешкильцевых я больше знаю от Александра, он был 1927 года рождения, старше моего супруга. Знаю, что родились они в п. Сосьве, но до того семья проживала в церковном селе Сартынье. Там они принимали рыбу (сосьвинскую селедку и сырка) у местного населения и отправляли в Берёзово. Ещё они разводили оленей. Бешкильцевы заботились о местном населении. Например, они основали в Сартынье дом для сирот, где, в основном, жили дети манси. Их собирали по Сосьве от Няксимволя до Игрима.

Когда настала советская власть, начались гонения на них. Мой свёкор Нестор Карпович Бешкильцев 1903 года рождения с семьёй, братьями (Семёном Карповичем, Василием Карповичем) и сёстрами (Анной Карповной, Дарьей Карповной) переехали в п. Сосьву. Раньше это была маленькая деревушка, но новые власти решили организовать тут культбазу. И Бешкильцевы пристроились здесь: кто на стройку, кто на лов рыбы.

У Нестора Карповича было четверо сыновей – Александр, Константин, Алексей и Иван (мой муж).

В нашей браке родилось двое детей – Виктория и Иван.

В Сосьвинской школе не было часов по моей специальности, и я вынуждена была вести сначала физкультуру, потом русский язык. Поэтому я с дочкой уехала в Ванзетур. Потом к нам приехал муж. Там мне дали первый класс, а на следующий год – нулевой. Учились  у меня дети, которые не одного слова по-русски не знали: Гена Сумин, Зоя Монина и другие. Там у меня сын родился. А когда ему год исполнился, то муж поехал в п. Игрим и по дороге погиб в автомобильной катастрофе.

В Ванзетуре очень хороший педагогический коллектив был – весёлый, молодой, задорный. Очень интересно было работать. И родни в этой деревне у меня было много. Я там  два года работала, а когда мужа не стало, то снова в Сосьву вернулась.

Родственники мужа очень хорошо относились ко мне».

Мария Николаевна Монина. 2012 г. Из личного архива

Монина М.Н. 2012 г. Из личного архива

Несмотря на 70-летнюю пропаганду и активное шельмование противников советской власти, Бешкильцевых, как и других репрессированных старожилов, местное население вспоминает без злобы, а нередко и с доброй памятью. Иногда эта фамилия всплывает в разговоре просто как явление местной жизни, которое со временем неминуемо становится фактом местной истории.  Так, например, в 2012 г. в разговоре на совершенно иную тему (о банях по-чёрному) Мария Николаевна Монина (1947 года рождения, жительница п. Игрим Берёзовского р-на) попутно вставила и небольшой сюжет о Бешкильцевых: «Бани были в землянках: стены и потолок бревенчатые, а внизу просто положенные на землю доски. Печка была сложена из камней в виде дуги. Внизу печки дуга железная была, чтобы камни держались. А железо было от купца Бешкильцева, он жил в наших краях, в посёлке Сосьве… Он привозил товары, пока большая вода была. Баржи таскали бурлаки (по-мансийски хап пещовыл хоситет хартнэ хумыт). Несколько человек тянут баржу, идя по берегу, один рулит на корме. Он привозил соль, муку, сахар, железо, топоры, лопаты…».

Некоторые подробности о деятельности Бешкильцевых можно почерпнуть и из полевых дневников этнографа В.Н. Чернецова. В 1931 г. он записал на Северной Сосьве: «Выяснил подробности относительно Аманова. Он был 8 лет пастухом у Бешкильцева… В прежнее время, когда на Сосьве рыбу не принимали, и она не ценилась ни во что, он возил рыбу на продажу в Ивдель (около 1000 вёрст), получал половину платы, полученной за продажу рыбы».

Далее: «В Менквь-я–пауле… сфотографировал нашу группу, а затем –Алхати, играющего на санквалтапе . Д. Адип, вогул, в своё время работал машинистом на катере у Бешкильцева».

Приёмка пушнины. 1924 г. Из фондов Берёзовского районного краеведческого музеяСдача пушнины в приёмный пункт «Уралгосторга» в п. Берёзове. 1933–1934 гг. Из личного архива В.И. Вьюткина

Сколько в своё время было вылито грязи на русских старожилов, занимавшихся торговыми операциями на Севере! Кое-где льётся она и поныне, отражая историческую действительность в кривом зеркале, подогревая националистические настроения и обрызгивая наших современников со старинными сибирскими фамилиями. И алчными-де они были, и обманщиками, и растлителями остяков да вогулов… Никто с этим не спорит. Из песен, как говорится, слов не выкинешь.  Да, они не были альтруистами. Бизнес, как и политика, значительно корректирует общечеловеческие моральные принципы в сторону минуса. Для торгашей только прибыль была, есть и будет главным стимулом их деятельности. Разве при СССР, когда купцов царской поры называли исключительно держимордами и эксплуататорами, не прибыль являлась главным ориентиром для торговли? Разве не в советское время охотнику, который за зимний сезон добывал в пресловутые «закрома родины» сотни шкурок ценных пород, под кумачовым знаменем и под аплодисменты зала вручали в лучшем случае «отрез на костюм» или «патефон», а то и просто кусочек цветного картона с барельефом Ленина под названием «Почётная грамота»? Это эквивалент той валюте, которую страна получала за добытую этим человеком пушнину?

Слёт охотников в с. Няксимволь Берёзовского р-на ХМАО. 1982 г. Из фондов Берёзовского районного краеведческого музея

Слёт охотников в с. Няксимволь Берёзовского р-на ХМАО. 1982 г. Из фондов Берёзовского районного краеведческого музея

Вести торговлю в такой глухомани, какой была Югра, было делом очень трудоёмким, затратным и даже опасным. Да, барыши были неплохие. Но ведь и труд адский. Завезти железо на Сосьву — это просто? А перевести рыбу на оленях с Сосьвы на Ивдель, да так это сделать, чтобы этот нежный скоропортящийся продукт на тысячевёрстном пути не потерял товарный вид и отправился дальше на ярмарки Европейской России? А если бы не было таких торговцев, как Бешкильцевы? Ну, и сидели бы остяки и вогулы по своим урманам со шкурками и рыбой, но без пороха, без свинца, без муки, без мануфактуры… И не просто бы сидели, а вымирали. Ведь пока частный капитал не проник в тайгу и тундру, аборигены исчезали от голодомора целыми деревнями. Государство не могло обеспечить Север продуктами и товарами. А частник смог!

Все эти торговцы, которых советская власть сначала ограбила, следом расстреляла, а потом на десятилетия оклеветала, были важной составляющей в хозяйстве Севера, соединяя спрос и предложение, распространяя товары фабрично-заводского производства в такие дебри, куда ни чиновник, ни священник даже и не пытались проникнуть. А торговец добирался, обеспечивая глубинное население товарами первой необходимости.

Так за что их расстреляли, сослали, разогнали из родового гнезда? Может быть, наоборот, надо помянуть их добрым словом?

Памятник А.М. Бешкильцеву на кладбище д. Сартынья. Фото: В.В. Фарносова. Из личного архива

Памятник А.М. Бешкильцеву на кладбище д. Сартынья. Фото: В.В. Фарносова. Из личного архива

А первым шагом органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в этом направлении мог бы стать приказ о придании статуса объектов культурного наследия двум надмогильным памятникам в Сартынье, которая из процветавшего когда-то села превратилась в умирающую деревню. Два величавых мраморных обелиска, выполненных в стиле кладбищенского искусства (да-да, есть такой термин) XIX – начала XX вв., маркируют сегодня места последнего упокоения Акима Михайловича Бешкильцева (1852–1911) и  Анастасии Изосимовны Бешкильцевой (ум. в 1916 г.). Памятники хоть и сильно вросли в землю, но пока ещё целы. Не надо сомневаться, что после окончательного запустения деревни, их ждёт печальная участь. Если подобный памятник на могиле Е.А. Рязанцева в с. Селиярове Ханты-Мансийского р-на вандалы разбили в действующем населённом пункте, то на безнадзорном кладбище это случится неминуемо. Особенно при ежегодных всё более многочисленных набегах на округ орд кладоискателей с металлодетекторами, которые, не встречая сопротивления, оставляют после себя лишь развороченные объекты археологии, раскуроченные священные лабазы хантов и манси и раскопанные могилы на заброшенных кладбищах.

Кстати говоря, поставить эти памятники  на государственную охрану было бы важно не только для восстановления исторической справедливости в адрес конкретных представителей рода Бешкильцевых, но и в отношении многих югорчан, кто советской властью был лишён не только жизни, но и памяти в последующих поколениях. Объявленный с 2005 г. российский государственный праздник День народного единства (4 ноября) декларирует равные права на увековечивание всех россиян, погибших в годы Гражданской войны и последующих политических репрессий. Но почему при этом в округе на государственном учёте стоит полтора десятка мемориальных памятников борцам за советскую власть и только одно кладбище в Берёзове, где покоятся представители уничтоженного большевиками класса «купцов-эксплуататоров»? Только одно из 6414 объектов, поставленных на учёт.

Единство в отношении прошлого может стать прологом к единству в настоящем и будущем.

Я.А. Яковлев
Н.К. Партанов