«Общее», «локальное» и «индивидуальное» – это три уровня этнокультуры. Здесь мы немного коснёмся локального явления – роли берёзы в мировоззрении и практической деятельности у хантов, проживающих по р. Тром-Агану в Сургутском районе ХМАО-Югры. Если быть более точными, даже не всех хантов этого этнолокального объединения восточной диалектной группы, из века в век бороздящих обласками водную гладь реки Торума, а лишь обитателей её верховий – озера Сарым, речек Ингу-яун и Кумали. Большинство их в той или иной степени пытаются продолжать образ жизни своих предков – рыбачат, охотятся и даже держат оленьи стада до полутораста голов, что по нашим временам уже является безусловным маркёром традиционного хозяйствования.

Элемент орнамента обских хантов

Элемент орнамента обских хантов

Для хантов традиционной культуры понятия «живое/одушевлённое» и «неживое/неодушевлённое» имели и имеют совсем иное наполнение, чем для нас – носителей современной индустриальной культуры. Деревья – живые. Соседи тром-аганских хантов, проживающие по берегам Большого Югана, в 1970-х гг. рассказывали: «У деревьев есть волокна. Если их перерубишь, дерево умрёт. Когда их рубишь, дерево кричит, но мы не слышим, а один человек слышал. Он не рубил деревья, не мог. Остался  как-то один, подойдёт к дереву – кровь. Чай не мог сварить, он видел и слышал, как орёт дерево. Сначала постукивал по дереву: если молчит, тогда, значит, умерло оно, тогда рубил».

Самым почитаемым деревом у древних и коренных народов Западной Сибири была берёза. Помимо обских угров, ей поклонялись как живущие по соседству селькупы и кеты, так и достаточно удалённые алтае-саянские народы. Но почему именно берёза? Известный археолог-сибиревед М.Ф. Косарев отвечал на этот вопрос так: «Видимо, столь распространённое почитание берёзы объясняется тем, что она была самым щедрым и полезным деревом: давала материал для покрытия летних чумов и изготовления берестяной посуды, в бересту завёртывали покойников, берёзовый сок считался вкусным и полезным напитком, берёзовый гриб (чага) являлся у сибирских аборигенов универсальным лечебным средством и т.д. Белый цвет берёзы связывался с чистым, светлым и добрым началами. Кеты считали берёзу любимым деревом добрых духов: злые духи садились не на берёзу, а на пихту и ель».

Без ненужных для них размышлений о причинах своего сакрального отношения к берёзе, ханты Тром-Агана и сегодня продолжают считать её «небесным деревом», напрямую связанным с Верхним миром добрых божеств и духов. И потому свои дары небесным покровителям вывешивают именно на ветви берёзы. Только при отсутствии на святилище белоствольной красавицы традиция разрешает использовать в качестве транслятора кедр.

Из дерева берёзы вырезают тром-аганские ханты и л`ункэт – человекоподобные фигурки домашних покровителей семьи и рода.

Сакральным характером берёзы можно объяснить и правило обитателей Тром-Агана тщательно собирать все обрезки и щепки, остающиеся после плотницких или столярных работ с этим деревом. «Их топтать нельзя ни мужчинам, ни женщинам», – и сегодня назидательно внушают детям родители.

Эти щепки используются на растопку огня, а также в детских гаданиях. Здесь берёза рассматривается в совокупности уже с другой сакральной субстанцией – огнём. Во время гадания дети общаются с Най-ими (Хозяйкой огня), которая даёт дыхание палочке и огню, и потому гадание сбывается.

Гадать можно хоть каждый день, ибо отходов берёзовой древесины в хантыйском хозяйстве всегда в избытке. В качестве сырья это дерево применяется практически во всех сферах хозяйственной жизни.

Твёрдость и прочность этой древесины делает её незаменимой при домостроительстве, возведении хозяйственных и сакральных построек, а долговечная кора кое-где и доныне служит прекрасным кровельным материалом.

Не обойтись без берёзы и при изготовлении элементов интерьера традиционного жилища (тех же нар или столика), транспортных средств (нарт, хореев, соединительных элементов упряжи), орудий труда (топорищ, ножен, рукоятей ножей…). Ещё не так давно берёза шла на изготовление сложносоставных луков – как мобильных охотничье-боевых, так и стационарных самострельных. И уж никак без такой древесины нельзя было обойтись мастеру при наполнении «посудной полки» или «посудного ящика» своей семьи блюдами, мисками, черпаками…

Не менее востребованной, чем древесина, была и кора этого дерева. Вплоть до середины ХХ в. основным летним типом жилища являлся чум, покрытый крупноразмерными кусками бересты, а наиболее многочисленным и разнообразным элементом кухонной утвари – ёмкости, изготовленные всё из той же из бересты. Последние были представлены коробками для хранения сыпучих продуктов (двойные), спинными и поясными кузовами, куженьками, ёмкостями для переноски воды, корытами для стирки и пр. При переездах их, как правило, не перевозили; они имелись на каждом сезонном поселении. Орнаментировались они редко – по причине и нехватки времени, и снисходительного отношения к подобным вещам, считавшихся расходным материалом. Орнамент обычно наносился на женские коробки для хранения рукоделия (крышка и боковины) и на куженьки с крышкой.

Из бересты также делали вкладыши в детские колыбели – и ночные, и дневные.

Снимают бересту в конце июня, так как через пару недель она уже прилипает к стволу. Можно это делать и в сентябре, но в это время года кора отделяется от ствола  уже с большим трудом. Для этой операции выбирают берёзу среднего размера с толстой корой. Кроме размера, важен и возраст, поскольку у старых деревьев поверхностный слой уже утрачивает былую эластичность. Для мелких поделок пласт бересты снимается по длине будущего изделия.

 

Из фондов Сургутского краеведческого музея:

Большие пласты для изготовления покрышек чума снимали мужчины; береза для этого должна быть «могучей». Промысловик влезал на дерево, ножом делал надрез, подцеплял кончиком ножа и отделял от ствола круговым движением.

Снятую бересту сворачивали внутренней стороной наружу, связывали и укладывали в спинной кузов для транспортировки домой. По прибытии на поселение бересту хранили под болотным мхом-сфагнумом.

Расчищая, снимали белый слой бересты очень аккуратно, равномерно. Нужную толщину определяли на глаз, исходя из назначения. Белый снятый слой шёл на растопку. Для изготовления покрышек чума и настилов, двойных коробов, ночных колыбелей бересту вываривали в отдельном ведре и на отдельном костре примерно в течение одного дня. После вываривания береста приобретала коричневато-сероватый цвет.

Далее пласты расправляли, накладывали друг на друга и прижимали грузом ещё на день. После просушки такая заготовка могла храниться долго, но перед её использованием для поделок требовалось смачивание.

Ещё одна сфера хозяйственного применения требовала иного состояния дерева – не древесины, не коры, а… трухи. Это только с точки зрения нынешнего горожанина ствол или пень старой трухлявой берёзы – всего лишь досадная деталь ландшафта, абсолютно непригодная для использования.  Для ханта такой природный объект – ценная находка. Он измельчит содержимое до величины фаланги пальца, ссыплет в мешок и положит в хозяйственный лабаз или сарай до удачной охоты. А когда она случится, то хозяин разотрёт берёзовую гниль до порошкообразного состояния (ч`эп) и использует этот материал при обработке шкуры –  поглощения влаги и остатков жира, для придания мягкости.

Стружка берёзовая. Восточные ханты. 1980-е гг. Из фондов Сургутского краеведческого музея

Стружка берёзовая. Восточные ханты. 1980-е гг. Из фондов Сургутского краеведческого музея

Благодаря хорошим гигроскопичным свойствам этот древесный порошок ещё совсем недавно активно использовался также в качестве присыпки для колыбелей и вкладышей в меховые сапоги (кисы) и рукавицы.

Для гигиенических целей, прежде всего для вытирания рук и лица, использовалась и мелкая берёзовая стружка.

Санитарно-гигиенические задачи берёза могла решать также в другом физическом состоянии и другими способами. Многочисленная и разнообразная кожаная и меховая одежда северян постоянно требовала ухода за ней, в частности – борьбы с биологическими вредителями. Вот для этого-то на Тром-Агане её помещали в дымокур из бересты или старой полугнилой берёзы. Делалось это в первой половине июня, поскольку в другое время года эта процедура считалась малоэффективной. Сегодняшние ханты объясняют это тем, что «после зимы дерево просыпается, наполняется соком и нужными веществами».

Чага

Чага

Берёза выполняла и лечебные функции. Для этого использовали чагу – многолетний гриб. Он паразитирует на стволах многих лиственных деревьев, но только выросший на берёзе обладает полезными для человека свойствами, давно известными в народной медицине. Чага повышает иммунитет и увеличивает защитные свойства организма, улучшает обмен веществ, стимулирует центральную нервную систему. Она же обладает прекрасными антимикробными и антисептическими свойствами. Препарат из чаги (бефунгин) используется для улучшения общего состояния онкологических больных.

Ханты активно использовали и используют чагу при приготовлении напитков и прекрасно разбираются в её свойствах. Берёза на болоте или берёза в бору, гриб около комля или ближе к вершине, заготовка зимой или летом – эти и множество других причин и обстоятельств формировали чагу самого широкого спектра полезных свойств.

Чага использовалась ранее и в ритуале сакрального очищения. Методы были разными. Можно было просто поджечь её кусочек и дымом от тлеющего гриба окурить предметы, людей и помещения. А можно было приготовить раствор. Для этого кусочки гриба надо было положить на горящие угли, а после их обугливания бросить в кипящую воду. После остывания прямо в воде требовалось растереть чагу в порошок и приготовленным таким образом священным раствором обрызгать сакрально «нечистый» объект.

В современной жизни, в которой всё меньше и меньше традиционного, неизбежно происходит снижение значения берёзы. К примеру, с появлением доступной и дешёвой посуды фабричного изготовления трудоёмкий процесс заготовки и обработки бересты, изготовления изделий из неё неизбежно отходит на второй план. Современные медицинские препараты снижают значимость  берёзовых гнилушек как бактерицидного средства. Но как сырьё для строительства и хозяйственных поделок берёза, конечно же, сохраняет все свои прежние позиции. Не выпала она и из сакральной сферы культуры хантов Тром-Агана.

О.В. Стародубова (Сургутский краеведческий музей)
Я.А. Яковлев (музей «Торум Маа»)